Георг Отс. 100 лет со дня рождения

267
один из самых популярных советских оперных и эстрадных певцов родился 21 марта 1920 года.

«Станиславский сказал однажды, что для исполнения арий надо быть актёром, для исполнения романсов и камерной музыки — режиссёром. Георг Отс был и тем, и другим». Хельга Тынсон.

Один из самых популярных советских оперных и эстрадных певцов родился 21 марта 1920 года в Петрограде. Через полгода семья переехала в Таллин. Там его отец, оперный певец, устроился в Театр оперы и балета “Эстония”, где впоследствии много лет служил и Георг Отс.

Окончил престижный Французский лицей Таллина и военное училище. Был чемпионом Эстонии по плаванию в различных дисциплинах.

Начал профессионально заниматься пением во время Великой Отечественной войны, работал  в хоре Густава Эрнесакса, участвовал во множестве концертов на фронте и в госпиталях.

В 1944 году поступил в Таллинское музыкальное училище, которое окончил экстерном, за два года. Тогда же начал петь в хоре театра «Эстония». С 1945 и до конца жизни – солист  «Эстонии».

Выступал как камерный и эстрадный певец. Исполнял арии из опер, песни советских, западных композиторов. За свою жизнь спел более пятисот песен.

Лауреат Государственной премии СССР 1968 год.

Кинодебют Отса состоялся в 1951 г. в фильме «Свет в Коорди», за эту роль он был удостоен второй Сталинской премии. Всесоюзная слава пришла к нему после главной роли в фильме «Мистер Икс» в 1958 г., ставшей его визитной карточкой.

Скончался 5 сентября 1975 года, похоронен на Лесном кладбище в Таллине.

Так говорил Георг Отс:

«Я противопоставляю выразительность громкости. Сила голоса — это одно из его качеств. У одних певцов — этого природного дара больше, у других — меньше. А громкость — это то, что некоторые исполнители хотят выдать за силу. Громкость — суррогат. Поэтому-то и становится не по себе, когда громкое пение буквально «лезет» в уши. Есть хорошая поговорка, что, мол, ночью все кошки серы. Так вот, громкое пение делает все ноты словно бы на одно лицо. Конечно, лицо это будет не обязательно серое. Оно может быть солнечное, прекрасное. Но когда слишком много солнца — плохо видно … Не случайно же живописцы передают солнечный свет приемом светотени. Вспомните «Березовую рощу» Куинджи. Сколько в ней солнца. А всмотритесь: весь первый план затемнен».

«Мне самому неясно, какой я, собственно, голос. Встречаются рецензии, в которых меня считают вторым тенором, но это все же не так. Мой голос, очевидно, нельзя отнести к какой-либо абсолютно строгой категории, как, например, «лирический баритон», «драматический баритон» или «буффонный бас». Поэтому я пел партии и из басового, и из тенорового, и из баритонового репертуаров. Ведь Фигаро и даже Дон-Жуан относятся к басовым партиям, а Раджами из «Баядеры» написан для тенора».

«Искать человека в оперной партии, ценить текст, понимать скрытую «психику» слова научили меня книги Станиславского и грамзаписи Шаляпина».

«Слова — это душа песни. Верная расстановка смысловых акцентов способна расцветить мелодию, заставить припев каждый раз звучать по-иному, в зависимости от ударной фразы запева, сделать песню своего рода одноактной пьесой, психологической новеллой. Очень большое значение я придаю дикции. На эстраде должен звучать понятный язык, должны господствовать элементарные законы музыки (интонация, как можно меньше portamento, «человеческий» тембр, пение без горловой спазмы и не в нос). Конечно, в наши дни нужны всевозможные эффекты, и я ничего не имею против них, если они применяются к месту».

Ответ на вопрос о творческом кредо: «Поиски мысли».

 

И Кальман. Ария мистера Икс из оперетты “Принцесса цирка”. Исполняет Георг Отс.

 

Источник: zavtra.ru/

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: