Почему российское кино – никакое



сериалы — дрянь, а любая не очень халтурная постановка идёт на ура и представляется символом прорыва

Стоит выйти какому-нибудь более-менее сносному фильму, вроде «Легенды №17» или «Союза Спасения», все тут принимаются буйно скакать от радости и «…в воздух чепчики бросать». Или что вы там бросаете — кепки, бейсболки, шапочки с криво, хотя на машинке вывязанным словом «Spartak»? Просто сверкаете лысиной? В любом случае, пафос начинает заклинивать, а патриотические философы-киноведы, вроде уважаемого мною Егора Холмогорова в сто первый раз предрекают возрождение настоящего-русского-синема. И так — до очередной вещицы, обладающей некоторой смотрибельностью. Такой, чтобы не тошнило с первых кадров. Но ничего настоящего, мощного или хотя бы — многоразового, как несчастная «Ирония судьбы» ждать не приходится.

Причин по факту — две. Информационная эпоха требует не долгоиграющих историй — на десятилетия, но — скоропортящихся ярких проектов, чтобы пройти по экранам, блеснуть и — кануть в… нет, не в Лету, а куда подальше. Нынче принято не ваять, но стряпать. В Голливуде — та же печаль. Но. В Голливуде, как бы там ни было, держат свою национальную марку. Дорожат своей Мэрилин и своим Фредом понимаете ли Астором. Да, там очень много реверансов и поклонов в сторону толерантности – клепают маловразумительные фильмы, где Щелкунчика играет негр, а скажем, королева Анна оказывается лесбиянкой, но общий настрой и победительная тактика никуда не деваются. Неслучайно, тарантиновский шедевр «Однажды в Голливуде», где мэтр позволил себе массу вольностей «неполиткорректного» характера, буквально взорвал всем мозг — Квентин, создав пародию на кино-штампы, развернул манифест в духе трампизма (про Америку great again).

Что же произошло с российским кино? Почему сериалы — дрянь, а любая не очень халтурная постановка идёт на ура и представляется символом прорыва? Почему возникла пословица, точнее интернет-мем: «С годами артисты в советских фильмах играют всё лучше и лучше»? И правда — любая производственная мелодрама о недо-перевыполнении плана и борьбе за внедрение новых болтов, в 2020 году смотрится, как захватывающее или, по крайней мере, добротно-пристойное действо (я очень люблю найти на Ютубе что-то про завод 1970-х и впитывать энергию большого дела и великого смысла — это не стёб; это моя реальность).

Так вот — вторая и главная причина унылости российского кинематографа! Оно отказалось от советских критериев и приёмов, но «как у братьев-ковбоев» стать не сумело. Даже рядом не взгромоздилось. Отмечу – кино Страны Советов испытывало на себе различные влияния. В 1920-х годах — немецкое (экспрессионизм Веймарской республики), в 1930-х — отчасти голливудское (Александров, Пырьев), в эру Оттепели — французское («Когда поёт в Москве Монтан…» пустел студенческий карман). Это не означало, что авторы предавали себя и — свою личность. Создавать нечто «в духе», в манере — не означало «подстроиться и передрать». Утончённая новелла Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» вся пронизана галломанским духом 1960-х и самоё название отдаёт печалью Франсуазы Саган, и, вместе с тем, это глубинно-русская фабула.

После 1987-1989 года – тогда ещё советские – кинематографисты обратили свои взоры в USA-направлении. Благо, наступила эра видеосалонов и народ ломанулся в тесные, душные зальчики — наслаждаться битвами суперменов и любовными конвульсиями гипер-красавиц. А также — эпичными сагами про космос дальний, заселённый многоногими железяками и бурлящей серо-зелёненькой пакостью. Хлынули и развесёлые комедии — про лузера-девственника, влюблённого в первую красавицу колледжа или про толстую идиотку, ставшую в финале богиней красоты и лицом фирмы, торгующей кукурузными палочками.

И …тут же понеслось. Отрицать всё «совковое» стало не методом, но — принципом. Повторять и — растворяться. Выдумывать не личное-отличное, персональное и – новое, а «как у них там». К слову, пикантное гарцевание в кадре голых чресел — как мужских, так и дамских — совпало с появлением в США такого жанра, как «эротический триллер». Только «Основной инстинкт» – это шедевр, а то, что наснимали году в 1989-м на блёклую плёнку Шосткинского завода, с синюшными — от стыда и голодухи актёрками — то дрянь.

И все 1990-е и 2000-е российское кино пыталось корячиться по-бродвейски. Не выходило ничего, окромя скуки и отвращения. Отчего же-с? Нельзя напяливать чужие маски и — чужие туфли. Поэтому делая «по-голливудски» масштабную ленту, российские криэйторы грузно, сочно, смачно садятся в лужу. Точнее, они из неё уже и не встают. Иногда – ножкой дрыгают. Хочется же вильнуть в сторону. Сделать не по шаблону, а — своё. А своего-то и нет давно.

Илл. Российский сериал “Родина” – ремейк американского сериала “Homeland” (2011) 

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.