Расистский скандал вокруг “Оскара”: испанцев не сочли белыми европейцами



Не секрет, что талант давно перестал быть критерием при вручении наград за достижения в области кино – они распределяются на основе квот, которые должны быть предусмотрены для представителей сексуальных меньшинств, определенных рас и этносов, адептов той или иной религии и так далее. При выборе претендентов на премию «Оскар» 2020 года Американская киноакадемия села в лужу, выбирая «цветных» артистов, косвенно обидев при этом испанцев. Об этом пишет газета El Pais.

Некоторые СМИ обвинили киноакадемию в неприверженности принципу разнообразия, отметив, что она выбрала лишь двух «цветных» актеров в номинанты – испанца Антонио Бандераса и афробританку Синтию Эриво. В Испании новость о том, что испанцев не считают белыми европейцами, произвела фурор и вызвала гнев многих людей. Журналу Vanity Fair пришлось удалить свою публикацию о номинантах и пояснить, что испанцы «технически не считаются цветными людьми». В сентябре на вручении премий MTV похожий скандал случился  вокруг вопроса об идентичности испанской певицы Росалии, которую квалифицировали как латиноамериканку, белую и европейку.

В США подобные этнические ярлыки десятилетиями имели политический вес, поскольку они использовались для борьбы с дискриминацией и обеспечения видимости различных сообществ. В семидесятых список ярлыков включал в себя категорию «испаноговорящих», чтобы сгруппировать всех говорящих на этом языке – будь они из Пуэрто-Рико, Мексики или с Кубы. Ранее американцы-мексиканцы должны были относит себя к белым, но они не были согласны, потому что хотели заявить о своем особом происхождении, и так появились группы активистов, которые боролись за создание собственной категории. Ярлык «испаноговорящий» не удовлетворял также и тех, кто не желал ассоциировать себя с испанским колониальным наследием. Вскоре появился термин «латиноамериканец», куда входили индейцы и представители пестрого бразильского общества.

Далее El Pais приводит мнение троих ученых, которые должны нас убедить, что раса – явление не предопределенное генами, а дело наживное – что человек может быть тем, кем хочет себя считать. Как артист Eminem, наверное.

Специалист по расовой и этнической классификации, социолог Клара Родригес задает вопрос своим студентам, обучающимся в Фордхемском университете в Нью-Йорке: кто они? Порой доминиканец с шоколадным цветом не считает себя негроидом, а афроамериканец называет себя метисом. «Раса – это социальная конструкция, которая меняется в зависимости от того, где человек растет и от страны, в которой он живет. Я белая в Пуэрто-Рико, а в США нет», – говорит Родригес. На просьбу навесить ярлык на Антонио Бандераса она отвечает, что лучше спросить об этом его самого. «Рики Мартин не имеет темного цвета кожи, но он относит себя к «цветным» из-за своих пуэрториканских корней», – объясняет она.

Автор книги «Латиносы: новая сила в политике и культуре» Эд Моралес поясняет, что язык также является важным фактором при определении расы в США. «Если полицейский останавливает вас, а у вас очень сильный испанский акцент, его восприятие вашей расы может измениться вне зависимости от вашего внешнего облика», – говорит он. Моралес добавляет, что до Второй мировой ни один житель США не счел бы белым ни Антонио Бандерса, ни любого другого южного европейца: «Когда они сражались с нами, определение белого изменилось».

Ключевым инструментом для понимания того, как развивалось в США понимание расы или этнической принадлежности, является перепись населения. В начале 19 века, когда началась перепись, была возможность отнести себя только к одной из трех категорий: свободный белый, другие свободные люди или рабы. Последняя версия от 2010 года позволяет проводить различие между испанцами, латиноамериканцами или людьми испанского происхождения, а затем разделяет мексиканцев, пуэрториканцев, кубинцев различного происхождения … «30 лет назад большинство людей считали очевидным, какой является каждая раса, и что это было что-то генетическое и биологическое; сейчас гораздо больше людей думают, что это социальная конструкция. И это прогресс. Теперь сложная идея о том, что раса зависит от восприятия себя самим собой, стала более понятной», – объясняет Моралес, работающий для The New York Times и The Washington Post.

Рамон А. Гутьеррес, профессор истории в Чикагском университете, находит эту историю забавной. «Некоторые СМИ использовали фотографию Бандераса в качестве примера того, что Голливуд не расист, но результатом стали расизм и изоляция». Как и большинство специалистов по этому вопросу, он считает расу субъективным ощущением и цитирует афроамериканского активиста Малкольма Икса: «Идея расы в Соединенных Штатах похожа на бренд Cadillac. Каждый год появляется новая модель, но дискриминация продолжается».

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.