Н.Пестов. Свет Откровения (Размышления над Апокалипсисом)

63

Редакция РНК публикует Главу 8 из известной книги Николая Пестова “Свет Откровения (Размышления над Апокалипсисом), в которой делается попытка расшифровки Апокалипсиса Ивана Богослова.

 

 

На фото: Николай Евграфович Пестов

8. Филадельфийская церковь (Откр. 3:7–13)

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Откр. 3:7–13

Теперь вернемся к тому стволу древа Церкви Вселенской, от которого на рубеже второго тысячелетия, в 1054 году, отделилась ветвь Западной (Католической) церкви.

Тяжела была участь Восточной (Православной) Церкви, и многие опасности грозили ей уничтожением. Нашествие и владычество турок почти на нет свело христианство в Египте, Палестине и Малой Азии. Подневольное положение занимали в составе Оттоманской империи христиане Греции, Сербии, Болгарии и Румынии.

Сильные нападки испытывала Восточная Церковь и со стороны пап, которые для подчинения ее себе организовывали даже крестовые походы, разоряли православные церкви и монастыри, безжалостно уничтожая братьев-христиан (например, опустошение Константинополя и Афона крестоносцами в 1204 году).

Поэтому период существования Восточной Греческой Церкви начиная с XI века можно считать периодом ее постепенного ослабления. И хотя мы видим в Греко-Восточной Церкви благочестивых патриархов, подвижников, доблестных ревнителей Православия и даже мучеников, но наряду с этим под влиянием гонений в ней наблюдались и ослабление веры, и случаи отречения от Христа и перехода в магометанство.

Вместе с тем, в тяжелых условиях существования в Восточной Греческой Церкви прекратилось миссионерство (после просвещения славян), заметно замерло духовное просвещение.

Но прежде чем Греческая Церковь перешла в состояние слабости, ей дано было породить новый светильник веры и благочестия – Русскую Православную Церковь.

Медленно разгорался этот светильник; лишь постепенно уступало язычество древней Руси христианскому просвещению. Междоусобные войны князей, а затем нашествие монголов также замедлили духовный рост Руси. Русская Церковь была в зависимости от Греческой еще до середины XV века.

Лишь в 1448 году впервые собором русских епископов посвящается митрополит Иона; Русская Церковь с этого времени становится самостоятельной. В 1589 году на Руси утверждается патриаршество. Русская Церковь постепенно начинает играть все более и более заметную роль в истории христианской культурной жизни человечества. Развивается самостоятельная богословская мысль, создаются духовные школы и академии, русские миссионеры проникают постепенно на север и восток, покоряя христианству многочисленные языческие племена.

Русское Православие становится духовной и материальной опорой для оскудевших Восточных Православных Церквей – остатков Пергамской церкви. Так постепенно разгорался новый, как можно думать – Филадельфийский (по терминологии Апокалипсиса), светильник Русской Православной Церкви.

Много испытаний пришлось пережить и Русской Церкви. С самого начала ее возникновения папы стремились подчинить ее себе и объединить с католичеством. Достигали до нее и веяния реформации (Феофан Прокопович и другие пастыри протестантского духа).

Но все эти испытания и искушения были преодолены, хотя по временам они сильно ослабляли ее (уничтожение патриаршества при Петре I, закрытие 650 монастырей из 900 существовавших при Екатерине II и так далее).

Однако дверь к чистоте духовного света, которую хотели закрыть папы и сторонники унии, а впоследствии протестанты, оставалась открытой. («Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее» – Откр. 3:6).

Откровение оказывает Филадельфийской церкви высокую похвалу и дает ей особые, замечательные обетования. Господь одобряет ее за дела (Откр. 3:8) миссионерской проповеди среди племен и народов Северо-Восточной Европы, Северной Азии и Японии.

Еще более Господь хвалит ее (и это повторяется в Откровении в двух местах) за то, что она сохранила как «слово Господне», так и «слово терпения Моего». Здесь следует вспомнить и мнение преподобного Серафима Саровского о том, что Господь ценит и любит Русскую Церковь (ср. Откр. 3:9,: «Я возлюбил тебя») именно за сохранение в ней чистоты древней веры и духа истинного христианства.

Следует обратить внимание на то, что за терпение одобряется и Фиатирская-Католическая церковь, но за сохранение слова терпения Моего – лишь Православная-Филадельфийская. Итак, здесь разница в слове «слово».

Действительно, Символ веры и весь устав Православной Церкви – чем отличаются от уставов Церкви времен святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и других великих древних столпов Церкви, равно почитаемых за таковые как в Православной, так и в Католической Церквах?

А древнее учение о благочестии великих преподобных (Антония и Макария Египетских, Исаака и Ефрема Сириянинов) – разве не нашло оно достойных последователей в лице сонма русских подвижников во главе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, Зосимой и Савватием Соловецкими, Нилом Сорским, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и так далее? Не одним ли духом запечатлены поколения великих египетских подвижников и русских преподобных?

Не у одних ли христиан Православной Церкви сохранились и древний обычай стоять на церковных службах, и чинность длительных богослужений, и строгость постов, и многое другое, утраченное иными? Здесь полностью сохранилось терпение древности, и это так одобряется Господом (Откр. 3:10).

Особенностью Православия является также практика непрестанного творения молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Сущность творения этой молитвы состоит в постоянном призывании имени Господа.

А как известно из слов Самого Господа, Его имя имеет особую силу. Он говорил: «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17). А апостол Павел писал: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 21:2).

Как известно, начало практики непрестанного творения молитвы Иисусовой относится к эпохе Вселенской Церкви после святого Константина Великого, то есть к эпохе Пергамской церкви. Откровение отмечает это словами «содержишь имя Мое» (Откр. 2:13).

В дальнейшей практике творение молитвы Иисусовой сохранилось преимущественно в Русской Православной Церкви (Филадельфийской), которая и явилась в этом отношении преемницей Пергамской. Откровение отмечает это, и в похвалу Филадельфийской церкви говорится: «Не отрекся имени Моего» (Откр. 3:8). Здесь Откровение само свидетельствует непосредственную преемственность Филадельфийской церкви от Пергамской в отношении прославления имени Божьего. За заслуги церкви Филадельфийской ей от Господа даются две награды в период ее земного существования и великие обетования в будущей эре восьмого дня творения всего нового.

Первая награда. В конце истории земли придет день, когда Православная Церковь должна будет принять в свои недра ту массу обращенных евреев, про которых пишет в десятой главе своего Послания к Римлянам апостол Павел: «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25).

Имеются сведения, что об этом пророчествовал и наш великий святой преподобный Серафим Саровский. Он говорил, что в последние времена перед пришествием антихриста массы евреев обратятся в христианство.

При этом из всех христианских исповеданий они выберут Православие.

Однако это обращение не будет для евреев всеобщим. Откровение говорит не о всех, а о какой-то части обращенных евреев («из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи» – Откр. 3:9).

Второй великой наградой православным за терпение и сохранение ими чистоты исповедания явится сохранение их в годину великого искушения, которое, как говорит Откровение, «придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).

Здесь, очевидно, говорится о явлении антихриста, прельщение которого, как говорит Священное Писание, будет так сильно, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). И опять-таки имеется указание на пророчество преподобного Серафима о том, что только Православная Церковь не примет антихриста при его пришествии.

Если Откровение говорит, что лишь одна Филадельфийская церковь будет спасена Господом от искушения, следовательно, в то же время будут существовать другие Церкви, не защищаемые Господом, члены которых в большом числе будут обольщены антихристом.

Несмотря на то, что Господь так хвалит и ободряет Филадельфийскую церковь, Он указывает, однако, и на ее немощь: «ты не много имеешь силы» (Откр. 3:8), – и это является единственным упреком к ней.

Действительно, если вдуматься в состояние Православной Церкви, то хотя в ней всегда имелись и еще теперь есть великие светильники веры (преподобные, старцы и пастыри) – но ведь их сравнительно немного, а масса тех, кто называется «православными», – насколько они своей жизнью «право славят» Бога? Многие ли из них имеют ясное представление о жизни в Духе и чистоте сердца, об основах жизни в христианской любви, смирении и послушании?

Слабость пастырства из белого духовенства сказалась особенно резко на падении веры в двух последних столетиях в среде русской интеллигенции, которая в значительной массе своей жила без Бога уже и тогда, когда все по обязанности должны были креститься, венчаться и так далее. Стоило появиться талантливому художнику и жалкому мыслителю Льву Толстому, и очень значительное количество интеллигенции примкнуло к его позорной идеологической борьбе с Православной Церковью.

Где были тогда наши пастыри? Не была ли тогда уже чуть ли не полностью потеряна их духовная связь с интеллигенцией из-за их собственной духовной слабости? Не одиноко ли звучал тогда предупреждающий голос отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского), которого интеллигенция забрасывала грязью?

Но, по существу, не только Лев Толстой уводил русскую интеллигенцию от Православной Церкви, но и проявление в ней какой-то степени духовной мертвости, религиозного формализма, отсталости, а иногда и невежество ее пастырей.

Понятны поэтому предупреждающие слова Господа Православной Церкви: «держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (ст. 11).

Действительно, нам необходимо тщательно оберегать все великие основы Православия, которые могут поколебаться от бурных натисков всевозможных соблазнителей и обольщений последнего времени (грозная опасность секуляризации8 Церквей).

Следует отметить, что слова «держи, что имеешь» в Откровении повторяются только двум церквам – Филадельфийской-Православной и Фиатирской-Католической. Господь говорит последней: «только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:25).

Этот общий завет Господа сближает обе Церкви, указывая вместе с тем на то, что обе Церкви будут существовать до Второго пришествия Господа.

Обе Церкви обладают тем духовным богатством, которое обусловливает возможность спасения их членов, если только они будут верны заветам Господа и крепко держаться их.

Пусть же православные и католики учатся друг у друга тому доброму, что Господь отмечает как достоинства Филадельфийской и Фиатирской церквей. Что же касается «терпения», то Господь одобряет за него равно обе церкви (см. Откр. 2:19, Откр. 3:10).

Замечательны слова Господа христианам Филадельфийской (Православной) церкви. Впрочем, не нужно думать, что они обращены ко всем ее членам. Нет, но лишь к «побеждающим» и к тем, кто принадлежал к ней не только по рождению и лишь выполнял ее обряды, а к тем, кто жил в духе смирения и любви.

Этим «побеждающим» даются поистине необычайные и великие обетования: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3:12).

Итак, верные Господу чада Церкви Православной во главе с ее святителями, мучениками, преподобными, старцами и истинными пастырями душ являются столпом храма Бога Всевышнего на веки вечные («не выйдет вон»). Этот столп почтен Богом особо и украшен необычайно: на нем красуются имена Бога Отца, града Нового Иерусалима и то новое имя Господа Иисуса Христа, которое будет открыто миру лишь в новую эру творения всего нового (восьмой день творения – см. Откр. 21:5).

Какие обетования могут быть выше этих? Присвоение имени – это слияние с сущностью полученного имени. В данном случае – слияние православных с Самим Богом Отцом и Господом Иисусом Христом.

Что же может быть радостнее для Православия, если его духовная сущность – исповедание и миросозерцание – оказалась достойной перенесения в новую жизнь – жизнь Нового Иерусалима?

 

Источник: azbyka.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: