Девятый вал накатывается на преподавателей высших учебных заведений



О сложной ситуации в сфере науки и образования

Конечно, на фоне отставки правительства, произошедшего пятнадцатого января сего года, и появившихся, вследствие этого, надежд на улучшение общей социальной ситуации (в стране), можно ожидать и некоторого улучшение этой самой ситуации и в сфере науки и образования (тема подотчетна министерству науки и высшего образования).Однако «улита едет, когда-то будет». А знать предмет исследования (анализа), с тем, чтобы  вовремя  принять соответствующие меры (синтеза) – всегда полезно.

В течение десяти-пятнадцати последних лет в вузах страны неуклонно проводилась линия на вымывание грамотных и компетентных преподавателей – кто-то уезжал за рубеж, кого-то не удовлетворяла маленькая зарплата, другая часть преподавателей, доцентов, ученых, докторов наук, отсеивалась по сокращению штатов ППС (профессорско-преподавательского состава).

Почему так происходило?

Дело в том, что бюджетные расходы на содержание учебного заведения, зарплаты учителям и обслуживающего их персонала – распределялись командирами науки и производства – ректорами этих самых вузов. Поскольку им в этом вопросе предоставлялась абсолютная прерогатива, т.е. – власть.

В какой-то момент времени, поняв, что власти этой нет никакого предела, командиры производства забыли о прямом предначертании задач, возложенных на то или иное высшее учебное заведение, и начали перекраивать все шаблоны и лекала, оставшиеся в наследство от советской «старины».

Короче говоря, штат учителей начал неуклонно сокращаться – как шагреневая кожа, а штат вспомогательных работников – администрации, вспомогательных отделов, контролирующих, учитывающих, юридических, архивных и т.д. подотделов – расширяться.

В технических вузах появилось неисчислимое количество специалистов политических наук (точнее – доктора политических наук), психологических, экономических, «управленческих» и т.д. наук.

Однажды автор данной статьи спросил одного своего соратника (почтенного заведующего лабораторией): – «Скажи-ка мне, Леонидыч, кто у нас в вузе является самым главным человеком?»

Конечно, вопрос был немного провокационным – тестовым; и ответ был таков: – «Сантехник?». (В вузе частенько ломались краны в туалете).

– Нет!

– Лифтер? ( В вузе полгода не работал лифт).

– Нет!

– Леонидыч, спрошу тебя через неделю, вопрос остается открытым.

Вот так! Ответа: «Учитель» – автор так и не дождался.

В таких случаях обычно говорят: «Туши свет». Да, свет высшего образования, конкретно в этом вузе – можно тушить. Если в других  высших учебных заведениях картина выглядит поприличнее, надежда еще не потеряна. Те преподаватели, кто еще удерживается на обломках (образовательного) корабля, может быть и спасутся от идущего на них сейчас «девятого вала» (см. одноимённую картину Айвазовского).

Ко всему вышеописанному следует добавить, что в предыдущие двадцать, двадцать пять-тридцать лет в вузах больших мегаполисов страны скопилось большое количество неприкаянных специалистов «гуманитарных» – т.е. непроизводственных профессий.

Непроизводственных – это еще полбеды. Но – получивших сертификаты, дипломы и учёные степени либо за деньги, либо с помощью плагиата или самоплагиата – как показали последние интернетовские исследования публицистов, работающих по этой теме.

И теперь эта масса успешно вытесняет из учебных заведений преподавателей профилирующих предметов, имеющих свои, наработанные традиции, свой опыт, свои понятия о преподавании предмета студентам. А вуз теряет как свой престиж, так и свою какую-никакую – эффективность процесса обучения, еще, может быть, оставшуюся от былых времен.

Господи, спаси люди Твоя …!

Уткин Юрий Герасимович, публицист

Источник: ruskline.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.