«Локомотив» ЕС сбавляет ход?



Германия расширяет связи с Россией, несмотря на санкции США
Владимир Малышев

Как передает агентство «Блумберг», будущее главной экономики Европы оказалось под угрозой — производство автомобилей в Германии по итогам 2019 года опустилось до самых низких значений за последние 25 лет. Со ссылкой на данные Немецкой ассоциации автомобильной промышленности агентство информирует, что германские автомобильные гиганты «Фольксваген», БМВ и «Даймлер» в 2019 году произвели 4,66 миллиона новых автомобилей — это самый низкий показатель с 1996 года. По мнению ассоциации, причиной падения производства стал слабый спрос на автомобили на иностранных рынках, в результате чего эти компании вынуждены сокращать сотрудников.

Как известно, Германия крупнейшая экономика в Европе (около 20% ВВП ЕС) и пятая в мире по ППС, после Китая, США, Индии и Японии. Многие годы именно эта страна считалась образцом благополучия, стабильности и процветания, а ее мощную промышленность называли «локомотивом Европы». При этом свой статус мировой промышленной державы Германия приобрела, прежде всего, благодаря своему автопрому, отмечает агентство. Однако позиции германского автомобилестроения оказались подорваны на фоне разгоревшегося в 2015 году так называемого «дизельгейта», когда выяснилось, что концерн «Фольксваген» устанавливал на свои дизельные автомобили программное обеспечение, которое во время тестов занижало количество вредных выбросов в атмосферу. В результате концерну пришлось выплатить огромные штрафы.

На немецком автопроме сказалось также замедление экономики Германии и мировой экономики в целом, а также затянувшееся торговое противостояние США и Китая. В результате спрос на автомобили со стороны КНР — одного из главных рынков сбыта для немецких автомобильных компаний — резко упал.

Эпицентр рецессии

В декабре 2019 года Всемирный банк предупредил, что Германия стала эпицентром рецессии в Европе в обрабатывающих отраслях на фоне снижения темпов промышленного производства. В Credit Suisse заявили, что Германию ожидает статус «мирового Детройта» и за золотым веком немецкого автопрома последует упадок.

Индекс делового климата в Германии в августе минувшего года опустился до 94,3 пункта с пересмотренного показателя июля в 95,8 пункта, следовало из сообщения исследовательского института IFO. Это был самый низкий показатель с ноября 2012 года. Пессимизм в отношении ближайших месяцев также увеличился.

Есть все больше признаков рецессии в Германии. В сфере производства промышленные компании продемонстрировали пессимизм, который в последний раз был зафиксирован лишь в кризисный 2009 год, отметило IFO.

Ведомство немецкого канцлера ожидает дальнейшего снижения ВВП Германии и перехода к рецессии, писал ранее журнал «Шпигель». В первом квартале 2019 года экономика Германии выросла на 0,4%, во втором сократилась на 0,1%. Данных об общих итогах прошедшего года пока нет, но ясно, что они не будут оптимистичными.

Внешние вызовы

Как отмечают обозреватели, спад в экономике Германии вызван, прежде всего, внешними причинами. Дело в том, что германская экономика весьма зависима от экспорта — в большей степени, чем другие крупнейшие экономики мира. В 2018 году ВВП страны составлял почти 3,4 трлн евро, экспорт — более 1,3 трлн. А потому германский бизнес в этой ситуации весьма чувствителен к ситуации на внешних рынках. А ее никак нельзя назвать блестящей. В 2018 году мировая экономика выросла на 3,6%, прогноз Международного валютного фонда на 2019 год составляет 3,3%. При этом руководство МВФ открыто говорит о возможности начала нового экономического кризиса в течение ближайших трех лет. В 2018 году относительный прирост ВВП Китая оказался рекордно низким за последние три десятилетия — всего 6,6%. К этому добавляется ожесточенная «торговая война» между Пекином и Вашингтоном, которая дополнительно тормозит китайскую экономику. А ведь именно КНР является для Германии одним из крупнейших рынков не только автомобилей — в 2018 году объем экспорта в Поднебесную составил 93 млрд евро — третье место после США и Франции.

К числу других факторов, которые тормозят развитие Германии, относится острый торговый конфликт между США и ЕС, а также состояние неопределенности, вызванное хаотичным «Брекситом». Конкуренция же в мире, напротив, только растет и перспективы становятся все более пессимистичными. «В перспективе Германия утратит свое положение четвертой экономики в мире, — говорится в официальной «Белой книге» 2016 года. — Развивающиеся державы Азии и Латинской Америки в ближайшие годы перегонят Германию по размеру внутреннего валового продукта».

К такому же выводу приходит и влиятельный немецкий еженедельник «Вельт». «В следующем десятилетии, — пишет он, — в рейтинге важнейших экономик произойдут фундаментальные изменения, Китай опередит США, и конкуренция обеих держав станет для мира испытанием на прочность… Не позднее, чем к 2030 году, Индия, занимающая сегодня седьмое место, обгонит Японию и Германию и окажется в тройке лидеров».

«Кластер быстро растущих  и динамичных стран с переходной  экономикой — Россия, Южная Корея, Мексика, Индонезия — в 2030 году будет также  представлен в топ-10», — считает  «Вельт».

«Ясно, — указывает еженедельник, — что азиатская экономика растет быстрее, а старые индустриальные страны постепенно вытесняются с ведущих позиций… В 2030 году экономическая мощь Германии составит лишь пятую часть экономической мощи Китая или США».

Несмотря на санкции

Кстати, именно поэтому, наверное, Германия продолжает, несмотря на санкции и неприкрытое давление со стороны США, развивать экономические связи с Россией и так активно поддерживать строительство газопровода «Северный поток-2». Для нее получение дешевого российского газа становится важнейшим условием для того, чтобы выстоять в становящейся все более ожесточенной конкуренции на мировых рынках.

«Немецкие предприятия, — констатирует газета «Хандельсблатт», — инвестируют в российскую экономику все больше денег. По данным Федерального банка Германии, рост немецких инвестиций в Россию не был настолько сильным, как в 2018 году, со времен финансового кризиса 2008-2009 годов. Объем инвестиций составил почти 3,3 млрд евро, что на 14% больше, чем в предыдущем году», — пишет издание.

«Растут не только  инвестиции, но и германо-российская  торговля — в 2018 году объем торговли  увеличился на 8,4% до 61,9 млрд евро. Импорт российских товаров вырос  в сравнении с предыдущим годом  на 14,7% и составил 36 млрд евро. Экспорт  в Россию вырос на 0,6% до 25,9 млрд  евро, что следует из расчетов  Федерального статистического ведомства», — сообщает «Хандельсблатт».

Специально для «Столетия»
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.