Школьные войны: Из-за чего конфликты между педагогами и учениками превращаются в жестокие разборки



Очередной скандал разгорелся в маленьком городке в Волгоградской области, где учительница литературы прямо на уроке решила «подстричь» подростка.

Разнузданные и избалованные донельзя дети или совершенно оторванные от реальной жизни учителя, «внедряющие» на практике собственные «педагогические» методы воспитания?

Вот вопрос, который вновь возник после конфликта в городе Палласовка (15 тысяч человек населения; неподалеку от границы Волгоградской области с Казахстаном), где классный руководитель прямо на уроке обрезала «чересчур длинную», по её мнению, челку одному из своих учеников.

Подросток утверждает, что в ходе «процедуры» педагог унижала его, выставив посмешищем перед остальными учениками. Та в свою очередь объясняет, что действовала из благих побуждений, ведь волосы мешали ребёнку нормально видеть, что он пишет в своей тетради.

«С такой причёской тебе будет лучше»

Вообще-то 8-й класс, в котором всё случилось, мягко говоря, совсем не простой – коррекционный, там обучаются сложные с точки зрения успеваемости ученики. И сам 14-летний Элхан, подросток из многодетной семьи, – тоже из таких, учёба ему дается очень сложно.

При этом его характеризуют в целом как тихого и спокойного мальчика, у которого не было серьёзных конфликтов ни с другими ребятами, ни с педагогами. Живёт он неподалеку от школы, но к учёбе тяги нет. По словам директора учебного заведения, когда он только пришёл, плохо говорил по-русски.

А классный руководитель и одновременно учитель русского языка и литературы Гульнара Мунтаева имеет 25 лет преподавательского стажа, непосредственно в палласовской школе работает уже десять лет, выигрывала конкурс «Самая классная классная».

И у неё по большому счету отличная репутация: этот самый класс она, как утверждают в руководстве учебного заведения, буквально вытянула, став для подопечных не только преподавателем, но и советчицей в личных вопросах – подсказывала, что из одежды с чем лучше сочетается, как правильно себя вести в обществе и так далее.

Однако в минувшую пятницу, 13 декабря, вышел инцидент.

По версии парня, которую он изложил дома родителям, Гульнара Мунтаева вызвала его к своему столу, взяла ножницы и – обкорнала челку. На глазах у всего класса. Да ещё и якобы сопровождала свои действия неприятными высказываниями.

Элхан, говорит его мать, сбежал с последнего урока, примчался домой в слезах и долго не мог прийти в себя, был в состоянии сильнейшей депрессии.

Мунтаева и директор школы преподносят всё произошедшее совершенно иначе – не отрицая, впрочем, самого факта этой незапланированной «стрижки». На том уроке, согласно их объяснениям, подросток был не собран, часто отвлекался, да и внешний вид его оставлял желать лучшего – старые джинсы, кофта. Плюс, говорит Гульнара Мунтаева, его ярко выраженное косоглазие и длинная чёлка, которая просто мешала видеть, что он пишет.

И вот, когда он подошёл к учительнице со своей рабочей тетрадью, она, вроде как желая показать, насколько нужно укоротить его волосы, «немного – может, на сантиметр-полтора», подрезала их обычными канцелярскими ножницами.

Есть ещё один нюанс, о котором рассказывает Мунтаева: после урока в коридоре она столкнулась с местным участковым, который пришёл в школу как раз по поводу Элхана и просил контакты его родителей.

Оказывается, буквально незадолго до этой неприятной истории его поставили в самом учебном заведении на учёт за неуспеваемость и плохое поведение. Вот и пойми, где правда: директор-то говорила, что особых проблем, не считая учебы, у парня не было!

Классный руководитель предполагает, что мальчик, желая сгладить объяснения дома, решил сыграть на этом инциденте.

Мать ребёнка, однако, обращает внимание, что сын и ранее жаловался на «придирки» со стороны классной.

Конечно, преподаватель не должна была этого делать (резать челку), но она уже извинилась, конфликт был исчерпан в тот же день, – сообщила директор школы Лидия Авдощенко. – Да только история разлетелась по соцсетям, поэтому на время проверки Мунтаева отстранена от работы.

Учителя порой вживаются в роль «классных мам». И начинают диктовать

Следует отметить, что «причесочные» конфликты в школах – явление вообще распространённое, но, как правило, в провинции, небольших городах.

Не так давно, например, в Волгодонске учительница математики отрезала девятикласснице прядь – в наказание за то, что та пришла на уроки не заплетённой: мол, такие порядки в лицее, у всех девочек волосы должны быть на занятиях собраны в хвостик.

Педагог (тоже со стажем и лауреат конкурсов, конечно) сделала ей сначала замечание – мол, в каком виде ты явилась? А та возьми да и огрызнись в ответ: не нравится – отрежьте. Дальше, что называется, за словом – дело. Девушка в шоке и слезах, «цирюльница» уволилась сразу, плюс получила «в нагрузку» проверку: ученики стали жаловаться, что она занижала оценки.

А вот совсем свежий случай. Четвероклассника из Красноярской области в школе стали травить за прическу «с хвостиком» на манер знаменитого футболиста Златана Ибрагимовича. В крупных региональных центрах пацанов с такими хипстерскими пучками – пруд пруди, никто и внимание особо не обращает. А вот в Сибири оказалось неприемлемо.

Парнишку чуть ли не ультимативно, под угрозой перевода на домашнее обучение пытались заставить отказаться от такой «красоты». История попала в интернет, поднялся шум. Директор учебного заведения заявила, будто запрещать учебу никто не собирался, но в школе есть правило насчёт «экстравагантности стрижек», поэтому лучше так не делать.

Неизвестно, чем бы всё закончилось, но на ситуацию обратили внимание именитые тренеры – в том числе наставники «Ростова» и «Локомотива» Валерий Карпин и Юрий Сёмин, ему высказала поддержку российская сборная по футболу, и от мальчика отстали.

Зачастую педагоги не хотят причинить зла – просто они действуют, что называется, по своему усмотрению, считая, что в классе именно они, учителя, главные, и всё должно быть так, как считают они, – объясняет психолог Татьяна Лимонова. – И берут на себя функции родителей – «классной мамы»: вот так, искренне полагает она, я бы сказала собственному ребенку.

А дети, которым к тому же этого не запрещают родители (в силу «прогрессивности мышления», назовём это так, или если ребёнок убедил, что «так ходят все», или ввиду отсутствия контроля), моментально встают на дыбы: кто вы такая, чтобы мне запрещать?

«Детская психология – дело очень сложное, некоторые уверены, что обычного приказа или команды будет достаточно, чтобы добиться послушания, но это не так, – продолжает психолог. – К тому же современные детки умеют манипулировать, у них это получается лучше, исходя из моего опыта, нежели у их сверстников даже лет 10-15 назад. Они тоже смотрят телевизор, видят различные сюжеты на тему «тварь ли я дрожащая или право имею» и накрепко усвоили, что они могут защищаться – и нападать».

Поэтому нередко безобидная со стороны ситуация может повернуться совершенно невообразимым образом: ученик понимает, что формально где-то учительница, может, и права, однако заставить его что-то сделать не имеет реальных оснований. Ответная негативная реакция (особенно, если язык подвешен, а одноклассники достали телефоны и начали снимать «шоу»), и всё – конфликт случился.

«К сожалению, приходится констатировать, что психологическая грамотность преподавателей недотягивает до нужного уровня», – отмечает эксперт Царьграда.

Впрочем, и детки – ещё те провокаторы

С другой стороны, напоминает она, и сами школьники, особенно учащиеся 8-10 классов, устраивают провокации. Как, например, это произошло минувшей осенью в одной из белгородских школ, где молодой учитель информатики вступил уже в силовой клинч со старшеклассником, который опоздал на урок, а в ответ на справедливое, в общем-то, замечание нагрубил преподавателю.

Инцидент снимали, как водится, на смартфоны остальные «зрители». Учитель попытался вывести из аудитории юношу, вальяжно отказывавшегося подчиняться, тот отпрыгнул и начал имитировать удары, в итоге вышла настоящая драка. Впрочем, преподаватель, скорее, пытался скрутить подростка (ещё бы – мужчина, на него смотрят другие ученики, а тут недоросль хочет его отметелить!), тот размахивал руками.

Чем всё закончилось, по записи, распространившейся в соцсетях, непонятно, однако тут же начались инспекции, проверки. Учителя пообещали уволить за нарушение этики, но неожиданно за него заступились сами школьники, появились несколько петиций в его защиту, педагог остался работать, а вот парня перевели в другое учебное заведение.

Да, очевидно, были провокация и оскорбления, унижающие достоинство молодого учителя информатики, – комментирует Татьяна Лимонова. – Однако никак не должен педагог опускаться до уровня выяснения отношений с ребёнком – а тот, как ни крути, ребёнок по возрасту.

По её словам, можно жёстко указать ученику, что он не прав и за подобное поведение придется ответить. Апеллировать к аудитории, чтобы понять, на чьей она стороне (это важно). И, наконец, предупредить, что вопрос будет решаться с родителями подростка, а об инциденте будет уведомлено руководство школы. И всё это – без рассуждений, уговоров: констатация фактов, рубленые короткие фразы.

«Дети всегда боятся наказания, даже если они чувствуют себя «королями положения», но существуют и для них свои знаки «стоп!», только надо понять, в чём они заключаются», – уверена Лимонова.

А вот откровенные грубости со стороны учителей, которые, увы, встречаются нередко по инициативе самих преподавателей, должны не просто пресекаться, а жёстко наказываться: дети впитывают такой поведенческий стиль, поэтому говорить позже, что они ведут себя неподобающе, уже просто неверно.

Примером тому – ЧП в городе Шахты Ростовской области, когда на встрече депутата регионального парламента от «Единой России» со школьниками одиннадцатиклассник стал спорить с ним, объясняя, что у них расходятся политические взгляды, поскольку он лично поддерживает КПРФ.

И что же?

На другом уроке классный руководитель обрушился на «оппозиционера» с матом и оскорблениями, заявив, что депутат помогает учебному заведению, покупает мебель и грамоты вручает, а этот «клинический идиот начинает нести чушь» (последнее слово было иным, мы его заменили из этических соображений).

Итог: учителя (победителя областного конкурса «Учитель года») отстранили от классного руководства, объявили ему выговор, а парню предложили поступить в молодежный парламент.

«Понимаю, преподавателю, наверное, было стыдно за поведение своего подопечного, однако оскорблять недопустимо! Хочешь баттл устраивать – пожалуйста, на любое политическое шоу на центральном ТВ: там простор для таких товарищей», – считает эксперт.

Источник: tsargrad.tv

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.