Александр Сергеев: Россия будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедливость

53

По словам президента РАН, необходимо добиться официального присвоения Периодической таблице химических элементов имени Дмитрия Ивановича Менделеева …

Россия хочет добиться официального присвоения Периодической таблице элементов имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Об этом сообщил президент Российской Академии наук Александр Сергеев в ходе лекции, которую он прочитал на молодёжной площадке Восточного экономического форума, сообщает сайт Profiok.com.
В нашей стране все привыкли называть Периодическую систему химических элементов таблицей Менделеева. К сожалению, в остальном мире это не так. В ходе празднования 150-летия этого величайшего изобретения, которое отмечается во всём мире как Международный год Периодической таблицы химических элементов, Россия будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедливость.
Глава РАН рассказал о том, какова в современном мире роль Периодической системы, открытой полтора века назад, какие научные теории существовали до Менделеева, что привело учёного к гениальному открытию и скоро ли появятся в таблице Менделеева новые элементы.
«Всё, что существует вокруг нас, всё то, что есть в нас и что есть мы, – это химические элементы, – отметил Александр Сергеев. – Поэтому открытие того, из чего состоит мир, – это величайшее научное открытие в истории человечества».
При этом важно понимать, что в науке ничего нельзя изобрести «с чистого листа», не опираясь на уже существующие знания и не взаимодействуя с другими учёными.
«У нас есть поговорка: не успеешь что-то открыть, как тут же набегут предшественники», – поделился с залом глава РАН. Дело в том, что открытия никогда не появляются на пустом месте, и когда учёный что-то изобретает, всегда можно убедиться, что близкие мысли были высказаны до него или практически одновременно.
О том, из чего состоит мир, человечество стало задумываться как минимум со времён античности. Тогда окружающий мир предлагалось разложить на основные компоненты в виде воды, воздуха, огня и земли. В V веке до нашей эры Демокрит предложил «атомистическую» теорию, предположив, что существует некая неделимая единица материи.
Строению материи были посвящены труды многих учёных. В XVII веке этой проблемой глубоко занимался Роберт Бойль, в XVIII веке – Антуан Лоран Лавуазье, разделивший химические элементы на несколько типов. Шведский учёный Йёнс Якоб Берцелиус ввёл обозначения химических элементов, которые используются до сих пор (поэтому в Швеции считают, что Периодическая таблица элементов должна носить имя Берцелиуса – прим. profiok.com).
В XIX веке попытки систематизировать обнаруживаемые элементы были многочисленными. Дёберейнер делил элементы на три группы, выстраивая триады. Английский учёный Ньюлендс, увлекавшийся музыкой, пытался создавать из элементов химические «октавы», разделяя их на семёрки. Француз де Шанкуртуа создавал из известных элементов «земную спираль», а немец Юлиус Лотар Мейер в 1864 году, за пять лет до появления таблицы Менделеева, разработал довольно близкую к ней таблицу.
К 1869 году, которым датируется создание таблицы Менделеева, было известно более половины из известных на сегодня 118 элементов, то есть вопрос систематизации стоял достаточно остро. Естественно, Дмитрий Иванович Менделеев знал обо всех работах в этой области и опирался на них, подчёркивает Александр Сергеев. Его открытие произошло в тот момент, когда ситуация в научном мире, что называется, «созрела».
При этом ценность открытия Менделеева состоит не только в том, что он «правильно» систематизировал элементы, которые были известны на тот момент. Важно, что его подход позволил предсказать существование химических элементов, которые были открыты намного позже.
Видимо, под влиянием задачи наращивания кадрового потенциала российской науки, Александр Сергеев подробно проанализировал жизненный путь Менделеева и попытался понять, почему именно ему посчастливилось сформулировать «созревшее» открытие именно в том виде, в каком оно до сих пор признано во всём мире.
Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске и был семнадцатым ребёнком в семье. Семья была интеллигентной и, в общем, не слишком бедной: Менделеевых кормил небольшой стекольный завод. Отец будущего химика был директором гимназии в Тобольске. В той же гимназии преподавал автор «Конька-горбунка» Пётр Ершов.
Здесь стоит сказать, что Тобольск в тот период был не просто провинциальным городом, а центром притяжения интеллигенции. Туда было разрешено возвращаться из ссылки декабристам, и их постоянно принимали в доме Менделеевых.
По словам Александра Сергеева, после сильнейшего потрясения декабристы, образованнейшие и культурнейшие люди, больше не занимались политической деятельностью, а потому сконцентрировались на науке и образовании. И именно в этой среде воспитывался юный Менделеев.
Закончив гимназию, Менделеев учился в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Будущий учёный снова оказался в особой среде. Во-первых, в институте преподавали университетские профессора. Во-вторых, прекрасное преподавание сочеталось с очень жёсткой дисциплиной. «Ребята много и трудно учились», – описал Александр Сергеев студенческие годы Менделеева.
После окончания института Менделеев был направлен в Симферополь преподавать в гимназии. Интересный эпизод: Менделеев, подозревая у себя чахотку, обратился в больницу, где в то время лечил раненых на Крымской войне будущий великий хирург Пирогов. Так встретились два гения отечественной науки. Пирогов никакой чахотки у Менделеева не обнаружил и пообещал будущему учёному долгую жизнь. И, надо сказать, не обманул: Менделеев прожил ещё более 50 лет. Этому эпизоду посвящена картина советского художника Ивана Тихого «Н.И. Пирогов осматривает больного Д.И. Менделеева».
Проработав в Симферополе и Одессе несколько лет, Менделеев получил приглашение вернуться в Петербург для получения стипендии на обучение в Европе. Учился он в Гейдельберге – одном из самых «продвинутых» европейских университетов того времени. Менделеев занимался измерением долей различных компонентов в сложных газах. Преподавали ему величайшие учёные той эпохи, достаточно назвать фамилии, например, Гельмгольца или Кирхгофа. Кроме того, в Гейдельберге тогда училась способная российская молодёжь – Сеченов, Боткин, Мечников, Бутлеров… И в этой среде целыми днями «варился» Менделеев.
«Среда Менделеевского дома, гимназия, адекватное университетское образование и обучение за границей сложили Менделеева как учёного, к которому уже в последний период его жизни в Гейдельберге было привлечено очень серьёзное внимание учёных всего мира», – заключил Александр Сергеев, заметив, что в 1860 году Менделеев входил в число организаторов Первого международного химического конгресса.
Вернувшись в Петербург, Дмитрий Иванович Менделеев, опираясь на уже знакомые ему подходы и идеи, продолжил свои научные изыскания. Эта работа привела его к формулировке закона в следующем виде: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, состоят в периодической зависимости от их атомного веса». Очевидно, что к этой мысли его подвела многолетняя работа с нахождением атомных весов различных веществ.
Конечно, это не теперешняя формулировка закона. Со времён Менделеева было сделано два важнейших открытия. Прежде всего это открытие Резерфордом структуры атома. Второе – открытие структуры ядра (открытие нейтронов и протонов принято связывать с именем немецкого физика Вейнера Гейзенберга, но в этой сфере отличился и советский физик Дмитрий Иваненко, сформулировавший аналогичные положения – прим. profiok.com).
Современные учёные знают, что на самом деле свойства элементов состоят в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов. В таком виде сформулировать закон Менделеев, конечно, не мог, но он верно обозначил важнейшее направление для последующего развития науки.
«Любая теория сильна своей предсказательностью, – считает Александр Сергеев. – В случае с теорией Менделеева попадание было точным. После открытия трёх элементов, которые он предсказал, сомнений в том, что открытый им закон имеет предсказательную силу, ни у кого не осталось». Речь идёт о галлии, который Менделеев называл экаалюминием, скандии, который он назвал экагором, и германии, которому он дал название экасилиций.
В университете Сент-Эндрюсс в Шотландии был найден самый старый из известных и прижизненный для Менделеева экземпляр таблицы, написанный на немецком языке и датированный 1885 годом. Этот документ наглядно показывает, что уже в то время Периодическую таблицу называли таблицей Менделеева. Кстати, тот самый Мейер, который тоже пытался составить таблицу из химических элементов, признал первенство Менделеева после ознакомления с его теорией.
«На сегодняшний день сомнений в первенстве таблицы Менделеева нет, – резюмировал глава РАН. – Это действительно его таблица».
До 1869 года было открыто 63 элемента Периодической системы, сейчас этих элементов 118. Кстати, последний, 118-й элемент носит имя советского и российского учёного Юрия Цолаковича Оганесяна и называет оганесоном. Академик Оганесян, работающий в ОИЯИ в Дубне, – единственный из живущих на Земле учёных, чьим именем назван химический элемент.
Сейчас среди учёных ведутся серьёзные дискуссии о том, не полна ли таблица Менделеева и возможно ли открытие каких-то новых элементов. Дело в том, что теорию Менделеева подхватили физики. Переосмыслением и расширением Периодической таблицы сегодня занимаются не химики, а физики-ядерщики, которые сталкивают в искусственных условиях тяжёлые атомы и пытаются создать новые элементы. Выяснилось, что при движении электронов вокруг ядер включаются релятивисткие эффекты, и электроны меняют массу. А это значит, что новые элементы будут обладать уже другими химическими свойствами, что нарушает ставший привычным для всех концепт периодичности.
По словам Александра Сергеева, 118-й элемент таблицы Менделеева может стать последним, а дальнейшие эксперименты откроют принципиально новые страницы в истории науки. Впрочем, вопрос пока остаётся открытым. Благодаря новому оборудованию и технологиям современным учёным стала доступной очень интересная область знаний. В этой сфере работают, например, физики в Дубне, где в этом году была запущена фабрика тяжёлых элементов. Будут ли новые элементы соответствовать периодичности, открытой Менделеевым, пока никто не может сказать определённо.
Интересный момент: может получиться так, что Периодическую таблицу открыл российский учёный Менделеев, а точку в её заполнении поставил российский академик Оганесян и его команда из Дубны, отметил глава РАН. Хотя очень хотелось бы, чтобы таблица продолжалась.
«Там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей», – привёл Александр Сергеев цитату из Леонардо, пояснив, что эти «бесчисленные виды новых вещей» – это и есть современная химия.
Удивительно, но роль открытия, сделанного полтора века назад, продолжает расти. Всё материальное, что создают современная наука и промышленность, базируется на знаниях об элементах и их свойствах. Кстати, удивительно: молекула ДНК использует всего пять химических элементов из известных 118!
А пока геологи и географы, медики и биологи вовсю пользуются открытием Менделеева, физики пытаются понять, откуда взялись химические элементы, из которых состоит вся наша вселенная. И очень может быть, что современные технологии, позволяющие проводить точнейшие измерения, наконец, позволят найти точные ответы.
«Химия – великая наука, у неё большое будущее, – считает Александр Сергеев. – Будущий мир – это мир новых материалов, которые мы создадим».
Дмитрий Иванович Менделеев не успел получить Нобелевскую премию: он скончался в 1907 году незадолго до присуждения этой награды. «Мы надеемся, что в Международный год периодической таблицы химических элементов к Менделееву, наконец, придёт признание: таблица будет названа его именем, а учёные, которые активно работали над её пополнением, прежде всего академик Оганесян, получат Нобелевскую премию», – заявил Александр Сергеев.
Источник: ruskline.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: