КТО ПЕРВЫМ НАЧАЛ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ КАРТИНЫ В РОССИИ?



Отвечает Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, куратор выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди».

На заставке: Джамбаттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. 1743–1744,

Интерес к европейской культуре пробудился в России задолго до вступления на престол Петра Великого, однако именно с его правления начался новый отсчет времени. Фактически до начала XVIII века произведения живописи в России не собирали и их, собственно, в стране не было. Первые картины появились в Москве — в Немецкой слободе, в Лефортово, где проживали иностранцы. Это были в основном портреты, которые служившие при дворе и работавшие в России немцы привозили с собой. Там-то, в Немецкой слободе, их и увидел Петр I, который стоит у истоков российского собирательства.
Важный этап в истории русского собирательства связан с Екатериной Великой, которая основала Эрмитаж.
Эти портреты разительно отличались от распространенного в XVII веке в России плоского, условного парсунного портрета. И Петр I, который начал ездить в Европу, в первую очередь в Голландию, стал привозить из путешествий картины, в основном небольшие работы немецкой и голландской школ. Их тематика была близка царю: морские пейзажи и баталии, сцены сражений, а также детально выписанные натюрмортные композиции. Петр I высоко ценил работы голландского живописца Виллема ван де Вельде Младшего, однако стоили они недешево, и потому он отдавал предпочтение его современнику Адаму Сило, чьи картины и сегодня в большом количестве можно увидеть в Петергофе.Тогда же, при Петре I, появились в России и работы итальянских мастеров. Первой картиной стало «Положение во гроб», автором которой считался Рафаэль, — ее в 1720 году подарил Петру I русский посол в Италии Петр Беклемишев. Правда, позже выяснилось, что на самом деле картину написал феррарский художник XVI века Бенвенуто Тизи, широко известный под прозвищем Гарофало. Петр I устроил для своих картин галерею во дворце Монплезир и таким образом заложил традицию собирательства западноевропейской живописи и скульптуры в России.

Вслед за императором собирать живопись начали и его приближенные, но действительно значимый вклад в традицию коллекционирования внесла его дочь, императрица Елизавета I. Для Царскосельского дворца она приобрела в Праге более 120 картин разных европейских школ. И, конечно, нельзя не упомянуть Ивана Шувалова — близкого к Елизавете государственного деятеля, основателя Московского университета и Академии художеств. Он собрал весьма достойную коллекцию, в которой, частности, были превосходные композиции Алессандро Маньяско: одна из них, «Вакханалия», сегодня хранится в собрании ГМИИ.

Следующий важный этап в истории русского собирательства связан с Екатериной Великой, которая и основала Эрмитаж. Началась его история с достаточно случайного приобретения картин разных западноевропейских школ XVI—XVII веков у немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского. Они предназначались для императора Фридриха II, но в связи с Семилетней войной выкуплены не были, и Гоцковский предложил их России, чтобы закрыть свои долги. Это и стало началом основания коллекции Эрмитажа. Екатерина очень скоро осознала значение этого шага: важные произведения искусства хранились теперь не только в Европе, но и в России.

Екатерина II начала приобретать в Европе как отдельные работы с аукционов, так и уже сложившиеся коллекции. Самыми известными из них были коллекция Пьера Кроза в Париже, коллекция лорда Уолпола в Англии и собрание графа Брюля в Дрездене. В России таким образом оказались работы Рафаэля, Пуссена, Рубенса, Беллотто и других выдающихся мастеров XVI—XVIII веков. В итоге к концу XVIII века в Эрмитаже было уже около 4000 произведений живописи, не считая античных памятников, скульптуры, рисунков и гравюры, что ставило музей вровень с самыми крупными европейскими собраниями. Стали возникать и частные коллекции. Например, дипломат Николай Юсупов приобрел усадьбу Архангельское под Москвой и разместил там крупную — порядка 500 произведений — коллекцию разных европейских школ. Среди наиболее известных картин этого собрания — два больших полотна Джамбаттисты Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», которые и сейчас можно увидеть в Государственном музее-усадьбе «Архангельское».

Коллекционеры постепенно появлялись и в Москве. Коллекция графов Шереметевых, владельцев усадьбы Кусково и дворца в Останкино, известного своим театром, начала формироваться еще в XVIII веке — и даже пережила наполеоновское нашествие. Большой вклад в российское собирательство XVIII—XIX веков внес также род князей Голицыных. Их заслугой стало основание в Москве первого общедоступного музея, открытого в 1810 году при Голицынской больнице. Музей существовал всего семь лет, а затем коллекция была выставлена на аукцион, на котором многие работы приобрели сами члены семьи Голицыных. В 1865 году Михаил Голицын в городской усадьбе на Волхонке основал еще один общедоступный музей, который был открыт до 1886 года (его собрание затем приобрел Эрмитаж). Украшением музея был знаменитый Голицынский триптих: в прошлом его считали работой Рафаэля, но позднее автором был признан Пьетро Перуджино, учитель Рафаэля. В 1930-е годы этот шедевр был продан за рубеж и теперь находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В настоящее время здание бывшего Голицынского музея входит в комплекс Музейного городка ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Начиная со второй половины XIX века к коллекционированию постепенно приобщилось и московское купечество. Братья Морозовы и Сергей Щукин собрали коллекции мирового уровня, в которые вошли легендарные работы французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других. В то время как Павел Третьяков интересовался работами отечественных мастеров, передвижников, его брат Сергей собирал французских живописцев середины — третьей четверти XIX века. А в историю отечественной культуры братья вошли как создатели Третьяковской галереи, крупнейшего собрания русской живописи. Для посетителей Третьяковская галерея открыла свои двери в 1898 году.

Несколько позднее, в 1912 году, был открыт основанный Иваном Цветаевым Музей изящных искусств на Волхонке — современный Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1924 году ему передали западноевропейскую живопись и Кабинет гравюры и рисунка из важнейшего для Москвы Румянцевского музея, который просуществовал с 1861 до 1924 года и располагался в Доме Пашкова.

Такой была история российского собирательства до начала ХХ века. Благодаря чрезвычайно плодотворной деятельности императоров и представителей просвещенных кругов аристократии, интеллигенции и купечества, российское коллекционирование заявило о себе как об одном из ярких явлений в истории мировой культуры.

Источник:  culture.ru

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Добавить комментарий

 

Вы должны войти, чтобы добавить комментарий.


Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.