Видно из окопа



Перед юбилеем писателя, фронтовика Виктора Астафьева – наш разговор о “лейтенантской” прозе

1 мая 1924 года, 95 лет назад, родился Виктор Петрович Астафьев. Крупнейший русский писатель, фронтовик, военный шофер и связист в артиллерии, награжденный орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За освобождение Варшавы” и “За победу над Германией”. Критики писали, что в произведениях Астафьева война видна глазами солдата или младшего офицера, “окопника”, на котором держалась вся армия. Перед юбилеем Виктора Петровича мы решили поговорить со знающими людьми о том, жива ли в современной русской литературе тема Великой Отечественной войны. 

Военная проза постоянно востребована

Сергей Дмитриев, главный редактор издательского дома “Вече”

– По опыту издательства “Вече” могу сказать, что военная проза востребована постоянно и сильно. Мы издали около 500 романов о Великой Отечественной войне. У нас была ранняя серия “Военный роман”. Затем мы открыли серию “Военные приключения”, в которой издано около 400 томов, и проект “Библиотека патриотической литературы”. Сейчас у нас есть “Проза Великой Победы”. Каждый месяц мы делаем о ней новый роман. Роман Михаила Попова “На кресах всходних”, посвященный партизанскому движению в Белоруссии, в прошлом году получил премию имени Валентина Распутина. Правда, читают эти книги люди старшего поколения – 45+.

– А есть ли сейчас писатели, чьи книги сопоставимы с военной прозой советского времени?

– Уровня писателей, которые прошли войну, видели ее воочию, мы сейчас не достигаем. Это объективная вещь: произошла смена поколений, мы имеем дело со вторичным осмыслением войны. Но достойные писатели есть. Михаила Попова я уже назвал. Могу назвать и Валерия Поволяева, и Андрея Саломатова, и Михаила Годенко… Столичный автор Сергей Михеенков написал десять романов о Московской битве. Это очень хорошие романы, и они – продаются. Очень популярна документально-историческая литература о войне. В год у нас выходит под сотню таких книг. Интерес к ним не падает. Однако тиражи тут маленькие – 1000-1500 экземпляров.

В книгах не было понимания, что такое война

Алексей Исаев, историк, автор книг о Великой Отечественной войне

– Что из отечественной военной прозы вам наиболее близко?

– “Волоколамское шоссе” Александра Бека и “Горячий снег” Юрия Бондарева.

– Вам кажется, это наиболее адекватное изображение войны?

– Да. И с точки зрения писательского труда, и исторической правды.

– Великая Отечественная в нашей прозе отображена максимально полно или есть вещи неописанные, непрочувствованные, такие как героизм, предательство и другие.

 – На мой взгляд, не было схвачено то, что присутствует у Ремарка. В ходе войны было множество ситуаций, когда устанавливался позиционный фронт и боевые действия напоминали Первую мировую. У советского кинематографа, к примеру, был просветительский посыл. Он пытался разъяснять, что такое война – наступление с его принципами, оборона… А вот в литературе это отражения не нашло. Нередко в книгах действовали некие оторванные от действительности люди, и в основном все сводилось к взаимоотношениям между ними. Зачастую не было понимания, что такое война как явление.

– Есть ли что-то интересное в современной прозе о Великой Отечественной войне? Можно ли написать качественную военную прозу через полвека после того, как война закончилась?

– Сейчас я мало читаю художественную литературу, но отмечу “За нами Москва!” Кошкина. У автора многое получилось, в том числе и за счет знания того, что нам известно благодаря историческим исследованиям и что было недоступно в советское время. А что касается второго вопроса, то лучший роман о войне 1812 года был написан отнюдь не ее непосредственным участником. Лев Толстой был человеком с военным опытом – но тот довольно далеко отстоял от событий начала XIX века.

– Человека на войне Толстой изобразил гениально. Но сейчас выходят исследования о 1812-м, и толстовскую концепцию “народной войны” их авторы успешно оспаривают. Доминик Ливен в своей недавно вышедшей книге “Россия против Наполеона: Борьба за Европу. 1807-1814” доказывает, что война была выиграна прекрасно подготовленной армией, отличным снабжением, дельной политикой.

– Крупнейший специалист по истории Наполеоновских войн Олег Валерьевич Соколов пишет, что важные вещи, к примеру, Шенграбенское сражение, Толстой показывал очень верно. Есть примеры, когда сильную прозу, рассказывающую о войне, писали много позже нее. На самом деле рядовой участник Великой Отечественной войны видел очень мало. Зная по историческим исследованиям, как все происходило, живущий 100 лет спустя человек может, в отличие от участника войны, абстрагироваться от своих личных впечатлений. Для того чтобы хорошо написать о Великой Отечественной, ему нужно ощущение себя на войне, “бездны мрачной на краю”. Если в биографии этого нет, писать о войне нельзя.

В русской литературе победила военная проза

Алексей Варламов, ректор Литературного института, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, доктор филологических наук

– Современных писателей, пишущих о Великой Отечественной, я не припомню. Последнее, что я читал на эту тему, – “Мой лейтенант” Гранина. Но он тоже был фронтовиком, и жаль, что так поздно к военной теме обратился…

Однако я не считаю, что о войне могут писать только те, кто принимал в ней участие. Один из самых выдающихся военных романов – это “Генерал и его армия” Георгия Владимова. Очень интересно, что этот роман появился в те же годы, то есть в середине 90-х, когда вышли “Прокляты и убиты” Астафьева. Их перекличка замечательна еще и тем, что там описывается один и тот же период Великой Отечественной. Осень 1943-го, борьба за Киев, переправа через Днепр…

А еще я хочу сказать, что отечественная военная проза “больше” военной прозы. Астафьев, Воробьев, Быков, Бондарев, Бакланов, Носов, Курочкин и многие другие писали о жизни, людях, характерах, драматизме человеческой судьбы. Их глубокие экзистенциальные произведения выламывались за узкие определения соцреализма. Мы победили в войне, а в русской литературе победила военная проза…

Источник: rg.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.