«Николай II: отречение или отрешение от власти?»

96

В день ареста Царской Семьи в Москве прошел Царский вечер …

То, что произошло на вечере 22 марта – кстати, день, когда была арестована Царская семья в Царском селе – в полном смысле слова можно назвать популяризацией истории. Интерес людей к этой теме, как выяснилось, огромен. Зал едва смог вместить всех желающих: тем, кому не хватило мест – стояли и сидели на ступеньках в проходе. Вечер продолжался три часа. Событие происходило в присутствии чудотворного образа Николая Второго, принесенного из храма Вознесения на Гороховом поле протоиереем Василием Головановым. Интересное и острое обсуждение темы состоялось благодаря выступлениям историков из исторического просветительского общества «ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ».

Конечно, интерес публики усилили еще и «встроенные» в вечер песни известнейших исполнителей в православной среде – автора-исполнителя Людмилы Кононовой и композитора Юлии Славянской, чье творчество Москва только начинает открывать.
Так же, как и уникальный фото и киноархив на тему Царя и Царской семьи, мироточивой иконы, созданный за много лет ведущей вечера тележурналистом и режиссером Еленой Козенковой. Кинофрагменты о предательстве военной элиты 14-15 марта Императора Николая второго, о Державной иконе, о пророчествах старцев поддержали интереснейшее обсуждение, которое развернулось на сцене в форме интервью.
Ученые-историки и авторы книг Петр Мультатули, Владимир Лавров, Борис Галенин, Александр Шарипов отвечали на вопросы ведущей. Эта тема «Николай II: отречение или отрешение от власти?» до сих пор «болезненно» воспринимается русскими людьми. Лучшие умы, начиная с представителей «белой эмиграции», в течение века пытались найти ответ на этот вопрос. Так что же произошло во Пскове в марте 1917-го года, как могло случиться, что в течение двух дней пала монархия, а вместе с ней исчезла Российская империя, тот Православный Русский Дом и Русский Мир, который наши предки строили тысячелетие?
Все участники сошлись во мнении: что происшедшее событие нельзя называть одним словом – отречение. А именно таким словом продолжают определять события современные учебники истории. Уже в русской эмиграции появились совсем другие термины – в трудах тех, кто много писал и исследовал эту тему (достаточно привести в пример труд «Анатомия измены» Кобылина, вышедшего у нас в России под редакцией Л.Болотина). Вот эти определения – «военный заговор», «вынужденное отречение», «государственный переворот». У нас в России первый перевернул представление о происшедшем, заставил посмотреть на «псковские события» 1917-го года другими глазами доктор исторических наук Александр Боханов – автор серьезных книг о Царе Николае Втором.
Кандидат исторических наук Петр Мультатули считает, что отречение – это миф, его не было и быть не могло, так как это не было предусмотрено законами Российской Империи.
К тому же единственный документ, который принято называть «манифест» об отречении, сохраненный в Государственном архиве РФ, вызывает много вопросов и нуждается в экспертизе. Его мнение отчасти поддержал, но и в некоторых важных моментах (связанных и с ходом события и с его оценкой) с ним не согласился доктор исторических наук Владимир Лавров.
Со всем перипетиями этого интереснейшего обсуждения можно ознакомиться, дождавшись видеоварианта в интернете на сайте «ДВУГЛАВОГО ОРЛА», интернет-канала ВЕРУЮ и эфирной программы на телеканале СОЮЗ Елены Козенковой «ВЕРУЮ…».
Опубликуем сейчас те формулировки, которые, на взгляд участвующих в вечере историков, могли бы найти место в учебниках, заменив слово «отречение». Они были написаны на специальных листах и оглашены в финале вечера.
Доктор исторических наук Владимир Лавров предложил называть это событие терминами: «свержение, государственный переворот, крах исторической православной России, начало красной смуты».
Кандидат исторических наук Петр Мультатули определяет это так: «2 марта 1917-го года в результате заговора либеральной думской позиции и руководства Ставки был свергнут с престола Император Николай II. Это свержение было оформлено в виде «отречения» от престола. С этого момента начинается мученический путь Императора и его семьи, закончившийся в Ипатьевском доме». Историк Борис Галенин определил так происшедшее во Пскове: «Латентное Цареубийство», замаскированное под отречение». Закончилось в дальнейшем цареубийством реальным». Кандидат исторических наук Александр Шарипов: «Государственный переворот и начало национального геноцида».
Духовное слово на вечере сказали протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма Живоначальной Троицы на Шаболовке (он же автор книг о последнем императоре), и игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Николая Чудотворца на Берсеневской Набережной.
Цель вечера, конечно же, не «выдать на гора» истину в последней инстанции. Поиском ответов на сложные вопросы должна заниматься историческая наука – хорошо бы «в лице» института истории РАН, где эти темы совсем не жалуют, по сути продолжая линию «красной профессуры» школы революционера Покровского. А ведь многие «мифы» этой школы нуждаются в развенчании – в ситуации, когда открыты архивы и со многих документов снят гриф «секретно», стала известна подчас страшная правда о революции и гражданской войне.
Цель Царских вечеров в Москве, набирающих свою силу – прикоснуться к тому процессу исторического исследования, который, несмотря на воздвигаемые препятствия, все же идет! – прежде всего благодаря тем авторам, историкам-подвижникам, которые стали участниками Царского вечера.
Царский вечер слова, кино и песни будет выложен в видеоварианте в ближайшее время.
Елена Козенкова, автор проекта, автор и ведущая программы «ВЕРУЮ. Из жизни знаменитых современников» (телеканал «Союз»), автор многих документальных фильмов, лауреат и победитель кинофестивалей «Радонеж» и «Лучезарный ангел», в прошлом – специальный корреспондент программы «Время» и других программ федеральных каналов, автор курса и преподаватель в школе-студии «Останкино» «Авторское телевидение», основатель интернет-ТВ «Верую»
Источник ruskline.ru
Заставка: Авторство: Boasson and Eggler St. Petersburg Nevsky 24.. Это изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division), имеет цифровой идентификатор (digital ID) ggbain.14545.Этот шаблон не указывает на правовой статус данной работы. По-прежнему необходим нормальный шаблон лицензий. См. Commons:Лицензирование., Общественное достояние, .wikimedia.
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: