Что мне не понравилось в решениях Священного Синода?

147

О «беззубом» заявлении по Украине и некоторых кадровых решениях …

Прошедшее 26 февраля заседание Священного Синода Русской Православной Церкви отмечено очень серьёзными кадровыми решениями, прежде всего, сменой руководителей управделами Патриархии и Финансово-хозяйственного управления. Это те структуры, в которых сосредоточена управленческая и финансовая сила Патриархии. Наверное, и там, и там назрели причины, по которым стала необходима замена кадров.

Но меня больше удивило, что некоторые ведущие церковные учреждения остались нетронутыми в кадровом отношении. Здесь, конечно, в первую очередь речь идёт об Отделе внешних церковных связей (ОВЦС), оставшимся нетронутым, несмотря на провал на украинском направлении и необратимую дискредитацию данного синодального учреждения (в том числе в связи с экуменическими действиями его сотрудников). Очевидно, почему-то руководство Отдела продолжает пользоваться кредитом доверия со стороны Святейшего Патриарха Кирилла.

Что касается заявления Синода по ситуации на Украине, которое, видимо, было подготовлено сотрудниками ОВЦС, оно удручает своей беззубостью и обобщёнными формулировками, ориентацией прежде всего на каких-то внешних читателей, а не на собственную паству на Украине. Заявление носит почти исключительно констатирующий характер (в духе вялой и запрограммированной на поражение дипломатии «озабоченности») и не имеет побудительной силы, лишено духовного стержня, – показательно, что в нём нет ни единой цитаты из Священного Писания и святых отцов. На фоне того, сколько внимания на заседании Синода уделено торжествам в честь годовщины интронизации и кадровым вопросам, удивляет, что острейшая тема ситуации на Украине по существу не рассмотрена.

Призыв к государственной власти Украины прекратить гонения выглядит как минимум наивным, тем более что в самом заявлении Синода прямо говорится о том, что целью украинских властей «является ликвидация Украинской Православной Церкви». Какие мирные призывы могут быть к тем, кто достоин проклятия или хотя бы обличения?!

Крайне неудачна, на мой взгляд, следующая фраза синодального заявления: «призываем всех верных чад Русской Православной Церкви усилить молитвы о своих страждущих собратьях на Украине». Здесь как бы подспудно разделяются «чада Русской Православной Церкви» и «собратья на Украине». Разве эти собратья уже не являются чадами Русской Православной Церкви?! Что уж говорить о том, что в заявлении Синода не содержится собственно слов ободрения и утешения для самих верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Разительно контрастируют с таким подходом слова Господа нашего Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 18, 20). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 10-12).

Патриаршая идея всеправославного собора или хотя бы совещания для решения украинского вопроса вообще отсутствует в решениях Синода, не говоря уже об осуждении ересей и заблуждений Фанара.

Из других решений Синода я бы отметил (и поддержал!) учреждение четырёх епархий в составе недавно образованного Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии: Сингапурской, Корейской, Таиландской, Филиппинско-Вьетнамской. Это решение является плодом успехов православной миссии и наверняка приведёт к её дальнейшему развитию. Кроме того, это – «асимметричное» давление на Константинопольский Патриархат, считающий едва ли не большую часть мира своей «канонической территорией». Особенно ощутимо в этом отношении решение по Корее, где действует относительно многочисленная митрополия Константинополя, тогда как у Русской Церкви – всего лишь две общины РПЦЗ в Южной Корее и посольский храм в КНДР. Ещё год назад такое решение со стороны РПЦ было бы очевидно неверным, однако сегодня сам Фанар, вычёркивая себя из канонического пространства, даёт основания для таких действий.

Вопрос теперь в том, найдёт ли наш церковный организм, наше Священноначалие в себе силы и волю к тому, чтобы всерьёз, стратегически заниматься православной внешней миссией: с профессиональной подготовкой миссионеров, с системной постановкой переводческого дела, созданием иноязычной православной литературы и медиаресурсов. В ином случае «застолбление» территории в той же Корее будет не более чем курьёзом символической войны с Фанаром.

Нам всем надо больше молиться и трудиться для того, чтобы Господь сохранил Церковь. Не только обличать, по слову святого апостола Павла, бесплодные дела тьмы (Еф. 5: 11), но и содействовать Священноначалию в благоустроении церковной жизни.

Евгений Олегович Иванов, научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого

Источник ruskline.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: