Идеология для России



Идеология и два её основополагающих вектора воздействия. Статья вторая …

От редакции: Предлагаем вниманию читателя цикл статей нашего постоянного автора из Донецка, сопредседателя Изборского клуба Новороссии, кандидата технических наук Федора Алексеевича Папаяни. Они представляют собой краткое изложение идей его монографии «Идеологическое противостояние в России», вышедшей в издательстве «Этносоциум» в нынешнем 2018 году. Книга выложена в интернете в формате pdf gjflhtce. Статья первая – «Проблема идеологии».

Феномен «идеология» исторически заявил о себе  уже при становлении первых государств. У любого государства обязательно есть идеология (даже если она конституционально отрицается), ибо в истории не было прецедентов существования государств без идей правления, идей государственного устройства, а также права, этики, эстетики и других, суммарно составляющих эту самую государственную идеологию.

Идеология (государственная идеология) – это общественный феномен, во-первых, представляющий собой целостную систему мировоззренческих, религиозных, научных, нравственных, этических, эстетических, фило­софских, правовых, политических и др. взглядов, идей или норм, во-вторых, являющийся жизненно необходимым и потому непреложным спутником каждого государственного образования любого исторического периода, в-третьих, имеющий два основополагающих вектора воздействия: морально-этический и властно-политический, и, в-четвёртых, наиболее полно раскрывающий своё содержание (а также роль и место в социальной жизни) в выполняемых им функциях: морально-нормирующая (или нравственно-дисциплинирующая), мировоззренческая, политическая, социализирующая, интегрирующая и информационно-пропагандистская.

В рамках морально-этического вектора воздействия идеология выполняет морально-нормирующую, мировоззренческую, социализирующую и интегрирующую функции.

Опираясь на мораль, нравственность (нравственный закон) и духовность, эта морально-нормирующая функция реализуется путём контроля и управления морально-нравственным состоянием общества (настроениями, нравами), являясь психологической предпосылкой и поведенческой основой обеспечения общественного порядка.

Мировоззренческая функция обеспечивает формирование (развитие или изменение) взглядов людей на мир (Что есть этот мир?), (Что есть Человек?), (Каково место человека в мире, как ему следует жить?). В рамках этой функции можно выделить телеологическую подфункцию (определяющую цели действий, нравственно-духовное устремление общества, представление о будущем) и оценочную (аксиологическую) подфункцию, формирующую групповое ценностно-ориентированное сознание, включающее ответы на смысложизненные вопросы, оценки прошлого (история) и настоящего.

Социализирующая функция включает процесс интеграции личности в общество, вхождение личности в социальную среду через овладение индивидом базового набора знаний и норм поведения.

Интегрирующая функция выступает как социально, интеллектуально и нравственно органи­зующая система, сплачивающая в единую политическую нацию разные национальные, социальные и религиозные слои населения.

В рамках властно-политического вектора воздействия идеология обеспечивает легитимацию формы правления и государственного устройства (см. части IV и V).

К XXI веку, в условиях постоянной трансформации и модернизации общества, идеология всё ещё не получила своего законного статуса, нинаучного, ни общественного, хотя идеология (как и государство) – это данность, присущая социуму. Идеология воздействует практически на все сферы общественной жизни (науку, искусство, образование и др.). Особый вопрос, какая именно она в рассматриваемом государстве, насколько может быть «философским камнем» в значении «эликсира жизни». Тут уместна поэтическая аналогия Ю.А.Монковского:

«Палач из камня выстроит тюрьму,

Поэт из камня высечет Венеру».

Идеология может быть разной, как созидающей, так и разрушающей. При рассмотрении конкретных идеологий, присущих государствам в те или иные времена, целесообразно использовать подобное общее определение термина «идеология», однозначно указывающее на её сущность, необходимость и непредотвратимость, но исключающее априорную (без анализа) аксиологическую оценку.

Источник ruskline.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИДЕОЛОГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.