Покорители “Царства Льда”. Россия празднует День полярника

213
21 мая в Российской Федерации свой праздник отмечают полярники. Это – один из самых молодых профессиональных праздников. Он был установлен в 2013 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина № 502 от 21 мая 2013 года «О Дне Полярника». Долгое время у российских полярников – мужественных людей, покоряющих Арктику и Антарктику, – отсутствовал профессиональный праздник. Исправить эту оплошность и было призвано введение Дня полярника. Предполагается, что профессиональный праздник будет способствовать повышению престижа сложной и опасной исследовательской работы в Арктике и Антарктике.

Полярник – это призвание. Среди людей, отправляющихся в экспедиции в Арктику и Антарктику, есть представители самых разных профессий – ученые – биологи и геологи, врачи, инженеры, техники, квалифицированные рабочие и работники вспомогательного персонала. Всех их объединяет мужество, отсутствие боязни перед жизнью в суровых условиях арктического климата, практически без связи с внешним миром. В какой-то степени полярников можно сравнить с космонавтами. Только полярники продолжают исследовать и покорять труднодоступные в силу климатических условий районы нашей планеты.

Кстати, официальная позиция российского Министерства природы расширяет категорию «полярников» за пределы сугубо исследовательского состава экспедиций. В соответствии с точкой зрения специалистов Министерства природы, к полярникам относятся не только исследователи Арктики и Антарктики, но и сотрудники газо-и-нефтедобывающих компаний, работающие на Крайнем Севере, геологи, океанологи, военнослужащие российской армии и флота, проходящие службу в Арктике, просто жители Крайнего Севера, включая коренные малочисленные народы. Таким образом, в России как минимум два миллиона человек могут быть отнесены к категории полярников. Но мы в нашем материале рассмотрим полярников в их традиционном понимании – бесстрашных исследователей – первопроходцев арктических и антарктических широт.

Россия всегда была в числе государств, вносящих наибольший вклад в освоение арктических и антарктических пространств. С полярными экспедициями связаны имена множества российских исследователей – полярников. Учитывая, что большая часть Арктики входила в сферу влияния именно российского государства, не удивительно, что именно Россией снаряжались многочисленные арктические экспедиции. Еще в конце XIX века в Российской империи был создан арктический флот. Инициатива его создания принадлежит вице-адмиралу Степану Макарову. Именно он предложил приступить к строительству специальных кораблей, способных передвигаться в арктических льдах и расчищать от льдин путь для остальных кораблей. Потребность в форсированном развитии арктических исследований диктовалась необходимостью освоения Северного морского пути. В 1899 г. был построен первый в мире ледокол «Ермак». В 1900 г. была снаряжена первая Русская полярная экспедиция, ставшая первой арктической экспедицией в водах Северного Ледовитого океана, совершенной на собственном судне. Руководил экспедицией барон Эдуард Васильевич Толль (1858-1902) – один из первых российских полярных исследователей, известный путешественник и биолог, до увлечения полярными исследованиями побывавший в Северной Африке с целью изучения местной флоры и фауны (на фото).

Ближайшим помощником Эдуарда Толля был лейтенант Александр Васильевич Колчак (1874-1920) – молодой морской офицер, служивший на броненосце «Петропавловск». Он интересовался полярными исследованиями и получил назначение в экспедицию Толля в качестве второго магнитолога и руководителя гидрологических исследований. Впоследствии Александр Колчак стал адмиралом и руководил Белым движением в Сибири, за что был расстрелян. Участие Колчака в полярной экспедиции Толля способствовало тому, что ее история в советское время достаточно серьезно искажалась. Советским властям было невыгодно представлять Колчака не только как диктатора Сибири, но и как выдающегося исследователя, поскольку это потребовало бы переоценки роли его личности в отечественной истории и хотя бы частичной реабилитации адмирала. Поэтому роль Колчака в полярных исследованиях старались замалчивать.

Участники экспедиции Толля на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий слева над Толлем — Колчак. Второй ряд: Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен, Э. В. Толль, Г. Э. Вальтер, Ф. Г. Зееберг, А. А. Бялыницкий-Бируля. wikipedia

Целью экспедиции Толля было изучение части Северного Ледовитого океана, расположенной севернее Новосибирских островов и поиск Земли Санникова. Кроме того, во время экспедиции исследовались морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, на Новосибирских островах велись геологические изыскания. Был собран огромный эмпирический материал по метеорологии, океанографии, гляциологии, физической географии, геологии, ботанике, палеонтологии, этнографии северных народов. Фактически, именно Русская полярная экспедиция барона Толля положила начало дальнейшему комплексному исследованию арктических морей и суши.5 июля 1902 г. барон Толль вместе с астрономом Фридрихом Зеебергом и зверопромышленниками Василием Гороховым и Николаем Дьяконовым выдвинулись со шхуны «Заря» для санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта. 3 августа партия Толля достигла острова Беннетта. Однако, шхуна «Заря», которая через два месяца после отбытия исследователей, должна была их забрать с острова, получила серьезные повреждения из-за сложной ледовой обстановки и не смогла продолжать дальнейшее плавание. В сентябре 1902 г. судно ушло в бухту Тикси. Четыре участника группы Толля оставались на острове Беннета. В 1903 году новая полярная экспедиция, которой командовал лейтенант Колчак, отправилась на поиски Толля. Но четырех полярников так и не удалось обнаружить ни живыми, ни мертвыми.

Спасательная экспедиция лейтенанта Александра Колчака также вписана золотыми буквами в историю русских полярных исследований в Арктике. Участники экспедиции совершили уникальный семимесячный поход с арктическим 90-дневным санно-шлюпочным переходом по маршруту: село Аджергайдах — Котельный — Фаддеевский — Новая Сибирь — Беннетта. Кроме поисков Толля и его спутников, которые не увенчались успехом, полярники Колчака уточнили очертания линии берегов, изучили льдообразование в исследуемом ими районе. За проведение этой экспедиции Колчак удосужился всеобщего признания, а известные ученые, включая П.С. Семенова Тянь-Шанского, отметили выдающийся вклад лейтенанта в русскую географическую науку.

Безусловно, одним из самых известных полярных исследователей Российской империи, отдавшим собственную жизнь во имя освоения неизведанных земель и морей Арктики, можно назвать Георгия Яковлевича Седова (1877-1914). Седов – человек удивительной судьбы, «сделавший себя сам».

   wikipedia.

Выходец из семьи крестьянина Якова Седова, занимавшегося рыбной ловлей, он рос в бедности и в подростковом возрасте даже был отдан в батраки зажиточному соседу. Лишь в 14 лет он поступил в церковно-приходскую школу, где учился три года. Затем Георгий Седов краткое время работал приказчиком в магазине, а потом покинул отчий дом и поступил матросом на пароход «Труд». Затем он смог поступить в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону, летом плавал рулевым, а потом – вторым помощником капитана на пароходе «Труд». После трех лет обучения в Мореходных классах, Седов в 1899 году получил диплом штурмана каботажного плавания. Так он стал морским офицером – правда, пока еще торгового флота.

Однако молодой штурман мечтал о научно-исследовательской деятельности, что требовало перехода в военно-морской флот. В 1901 г. он добился звания прапорщика запаса, затем экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и получил звание поручика запаса. Весной 1902 года Седов был зачислен на действительную службу по Адмиралтейству в Главное гидрографическое управление, в том же году он был направлен и в свою первую гидрографическую экспедицию на Северный Ледовитый океан. С этого времени и вплоть до трагической гибели через 12 лет, жизнь Георгия Яковлевича Седова была связана с морскими исследованиями, причем не только в Арктике, но и на Каспии. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., Седову пришлось сделать перерыв в исследовательской работе. Как морской офицер он был направлен в состав Сибирской военной флотилии и назначен командиром миноноски № 48, несшей службу в Амурском заливе.

В 1912 г. Георгий Седов решил достичь Северного полюса. Прежде всего, он хотел обогнать норвежца Руаля Амундсена, а кроме того – преподнести к 300-летию Дома Романовых, которое должно было праздноваться в 1913 году, прекрасный подарок императору Николаю II – водрузить российский флаг на Северном полюсе. Однако комиссия Главного Гидрографического управления отвергла план Седова, поэтому на государственную помощь экспедиция могла не рассчитывать. Ее финансирование осуществлялось из частных пожертвований, причем 10 тысяч рублей пожертвовал сам император Николай II. 27 августа 1912 г. парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока» вышла из Архангельска. Члены экспедиции Седова провели две зимовки в арктических широтах. 2 февраля 1914 года больной цингой Седов вместе с двумя матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках (имея всего 20 собак), отправился в поход к Северному полюсу. Уже через неделю Седов не смог идти и приказал привязать себя к нартам. 20 февраля Георгий Яковлевич Седов скончался. Сопровождавшие его матросы похоронили Седова на острове Рудольфа, обернув тело отважного исследователя в два мешка и водрузив на могилу крест из лыж. Одна из ездовых собак по кличке Фрам отказалась возвращаться с матросами назад и осталась на могиле Седова. В отличие от полярников Толля и Колчака, образ Седова был активно популяризован в советское время, в честь исследователя были названы населенные пункты, улицы городов, мореходное училище в Ростове-на-Дону, издано большое количество детско-юношеской и научно-популярной литературы о Седове, его жизни и экспедиции.

Серьезные исследования арктических широт были прерваны Первой мировой войной и последовавшими в России революционными событиями, но в Советском Союзе полярные исследования вышли на новый уровень. Собственно, и дата, выбранная в качестве Дня полярника, установлена не случайно – она связана с советскими исследованиями на Северном полюсе. 21 мая 1937 года начала работу .

Создание этой станции было санкционировано решением Политбюро ЦК ВКП (б) в феврале 1936 года. Начальником станции был назначен Иван Папанин, а руководителем первой советской научной экспедиции – академик Отто Шмидт. В состав экспедиции входили геофизик-метеоролог Евгений Федоров, океанолог Петр Ширшов, радист Эрнст Кренкель. Летным отрядом, доставлявшим на станцию грузы и снаряжение, командовал Михаил Водопьянов. 21 мая 1937 г. самолет советской экспедиции перелетел с острова Рудольфа на дрейфующую льдину в 20 км. от Северного полюса. Однако из-за задержки других самолетов, лишь 6 июня 1937 г. состоятлось торжественное открытие станции «Северный полюс – 1». Четырех полярников-первопроходцев впоследствии стали называть «папанинцами» – по фамилии руководителя станции Ивана Папанина. 19 февраля 1938 года папанинцы были эвакуированы, так как руководство страны беспокоилось за их безопасность – жизнь полярных исследователей неоднократно находилась под угрозой вследствие разломов льдины. Всем участникам экспедиции Папанина были присвоены высокие звания Героев Советского Союза.

Но лишь в 2013 году, уже в постсоветской России, был введен День полярника. С инициативой создания нового праздника выступил Артур Николаевич Чилингаров – один из известнейших и старейших российских полярников. Чилингаров является одним из четырех россиян, награжденных одновременно высокими званиями Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Звание Героя Советского Союза Артур Николаевич Чилингаров получил в 1986 году – «за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» из льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм». В 2008 г. ему было присвоено звание Героя России – «за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции». В ходе этой экспедиции, проведенной в 2007 году, впервые в истории люди достигли дна в точке Северного полюса. 2 августа 2007 г. были совершены погружения двух аппаратов «Мир». В состав экипажа «Мир-1», первым погрузившегося на глубину и достигшего дна, находились пилот – доктор технических наук Анатолий Сагалевич, доктор географических наук и президент Российской ассоциации полярников Герой Советского Союза Артур Чилингаров, депутат Государственной Думы РФ Владимир Груздев. В экипаж «Мир-2» входили российский пилот – инженер Евгений Черняев, шведский полярник Фредерик Паулсен и гражданин Австралии Майк Мак-Дауэлл – руководитель туристической компании «Deep Ocean Expeditions».
Сегодня полярником может стать представитель одной из востребованных в Арктике или Антарктике профессий. Начальник РАЭ Валерий Лукин в одном из интервью подчеркнул, что полярник – не профессия, а образ жизни. Чтобы стать полярником, надо хорошо владеть своей профессией и быть способным реализовывать свои навыки и квалификацию в условиях Арктики и Антарктики. Полярники – это моряки и летчики, метеорологи и гидрологи, океанологи и зоологи, врачи и электрики, системные администраторы и водители, представители многих других профессий. Конечно, очень большое значение для полярников имеет физическое здоровье. Но самое главное – это смелость, решительность и умение взаимодействовать в небольшом коллективе, не конфликтуя с коллегами – полярниками и не дезорганизуя его работу.

Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: wikipedia

Источник:  topwar.ru
Заставка: Руководитель и пилоты самолётов экспедиции Северный Полюс 1 (слева направо): И. Т. Спирин, М. И. Шевелёв, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков. wikipedia.
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: