Александр Давыдов. Как сделать соцсети чистыми

142

Уже много лет у меня нет страничек в соцсетях. Статьи я публикую в «Деловом квартале», а неформатные – на сайте РНК. Обсуждение веду по почтовой переписке. И не собираюсь менять своих привычек, пока не появятся «чистые» соцсети.

Мое мнение по общественным вопросам похоже на мнение большинства населения, но сильно отличается от мнения, преобладающего в соцсетях. Соцсети – специфическое место. Пока вы в глобальной соцсети занимаетесь личными, семейными и групповыми делами, то все спокойно. Но как только вы опубликуете мнение по общественно-значимому поводу, то вмиг налетают странные пользователи.

Они не ведут диалог по существу, а «чморят», стараются запачкать в дерьме, дискредитировать. Их очевидная цель — выдавить вас и ваше мнение из общего информационного пространства, не дать повлиять на других. Конечная цель таких троллей — навязывание своего мнения или мнения «правильных» людей.

Такая ситуация в соцсетях разрушает конструктивное общественное обсуждение. Вред огромный, потому что людей интересует честное общее мнение, а им втюхивают поддельное, фейковое. Соцсети сейчас подменяют общее мнение, что каждый раз подтверждается фактами – результатами выборов президента, или подтвержденным количеством погибших на пожаре в Кемерово. И каждый раз общее мнение, выработанное в соцсетях, оказывается фейковым, не истинным. Путина выбрали подавляющим большинством, а трупов в Кемерово оказалось не 300.

После выборов пользователи соцсети удивляются — откуда взялись люди, которые голосуют за Путина, их мнения не звучало в соцсети. А они ничего и не скажут в соцсетях, потому что не хотят ковыряться в общественных помойках.

Для примера ментальной помойки приведу передачу «Дом-2» на ТВ. Нормальные и морально брезгливые люди передачу не смотрят, не хотят пачкаться в нравственной грязи. Потом надо чиститься, а это не так просто, как от грязи обычной. Но есть люди, которые  получают удовольствие, барахтаясь в нечистотах и затаскивая туда других. Потом, в той же грязи, не стесняются в президенты баллотироваться.

Соцсеть при обсуждении общественных вопросов сейчас напоминает аналогичную Дому-2 борьбу в моральной грязи. В грязи не найти истины. Но можно сильно почистить грязь в соцсетях несколькими простыми мерами.

Зачем чистить соцсеть? Затем, что подлинное общественное мнение — это невероятно ценная вещь, в нем сила общества и не надо давать соцсетям дискредитировать выработку общественного мнения. Общественное мнение вырабатывать надо. А потому – надо создавать и беречь механизм его выработки. Соцсети в нынешнем виде не являются таким механизмом, но их можно исправить, они могут сильно помочь в выработке общественного мнения.

Что нужно сделать? Говорят прежде всего о запрещении анонимности в сети, как в Китае. Запрещение анонимности — не самоцель, это не конечный результат. Мне кажется, что анонимность можно оставить, но сделать ее незначимой для выработки общественного мнения и потому — непривлекательной. Тогда анонимность сама упадет до малозначимой величины.

Как? Надо в соцсетях выделять достоверных российских пользователей по их желанию (добровольных). Если мы будем знать, что конкретный пользователь соцсети — настоящий житель России, «русский», то его мнение станет для других «русских» существенно интересней и важнее, чем мнение зарубежного пользователя или другого «анонима».

Мы живем в России, у нас общая судьба, и нам нужно вместе ее вырабатывать, это наши риски, а не риски иностранцев. Пусть они свои риски уменьшают в другом месте, не за наш счет.

Подтверждение гипотезы о благотворности безанонимности дает сервис Телеграм, в котором идентификатор пользователя — телефонный номер. Международный код автоматически сортирует пользователя на иностранца и «русского». И никакой анонимности. Что автоматически создает барьер нашим и иностранным троллям.

В результате в Телеграме пожар в Кемерово освещался взвешенней, и не возобладало мнение о 300 погибших на пожаре. В отличие от Фэйсбука. То есть общее мнение в Телеграме выработалось не поддельное. Можно сказать, что истина нашлась в неанонимном обсуждении, а в анонимном — истина подменяется подделкой. Как видим, даже такое простое снятие анонимности, как телефонный номер, сразу дает положительный эффект.

А как отделить «русского» от иностранца в обычной соцсети? Есть решение и простое, но требующее желания от соцсети. Соцсеть должна дать возможность желающим (только желающим!) привязать свой эккаунт в соцсетях к своему эккаунту в «Госуслугах». Ну или к российскому телефонному номеру. Если в идентификаторе пользователя соцсетью будет показано, что пользователь «НАСТОЯЩИЙ» и «русский», то есть это единственный эккаунт соцсети, привязанный к эккаунту Госуслуг или к номеру российского телефона, то пусть ник будет любой. Так мы в соцсети отличим «настоящего» «русского» от любого другого — бота, анонима, иностранца.

А далее работает простой мотивационный механизм — «настоящих» пользователей будут интересовать только мнения других «настоящих» пользователей. А мнения «ненастоящих» уже не влияют, они «чужие». Смешно, что «ненастоящих» пользователей тоже будут интересовать только мнения «настоящих»:). Если вы хотите быть популярным, чтобы вас больше читали, лайкали и репостили, то становитесь «настоящим» «русским» пользователем соцсети.

Уверен, что тогда не придется принимать законы, пользователи  – сами выйдут из анонимности. Общественное мнение в соцсети будут вырабатывать «настоящие» пользователи, и оно будет много ближе к реальному мнению, чем сейчас.

Соцсеть должна вести отдельную статистику, рейтинг  популярности для «настоящих» и для прочих — по лайкам, репостам, комментам. Попасть в топ «настоящих» будет круто, потому что он неподдельный, не накручен ботами, живыми и мертвыми. А «русских» живых платных ботов надо будет вычислять.

Понятно, что не все соцсети захотят ввести такой механизм. На то и конкуренция между соцсетями. Кто сделает первый, тот окажется в выигрыше.

Даешь чистые соцсети!

Александр Давыдов, председатель совета директоров  NAUMEN,

Специально для РНК 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: