Традиция Семьи

163

Человеческая Семья – базовое открытие человека, закрепленное в Традиции. В чем открытие, что такого открылось (или сохранилось) человеком, чего не было у животных? Открытием стало «Почитание родителей».

Почитать и кормить родителей

Ранее уже говорили, что открытие новой ступени Традиции образует в обществе новую веру и религию, становится культом, то есть превращается в культуру. И каждая следующая религия вбирает в себя предыдущие достижения Традиции и соответственно – прошлых религий. Через несколько ступеней Традиции «Почитание родителей» тоже сохранилось и вошло в веру и религию иудеев в единого Бога.

В Ветхом завете (Втор.5:6-21) пятая из десяти Божьих заповедей говорит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Почему «Почитание родителей» — это божественное открытие (откровение) и первое из высших достижений человека всех времен и народов, почему оно создало Традицию Семьии, или традиционную семью? Цитирую свою статью «Семейные неандертальцы»  :

«В чем сущность человеческой Семьи, чем она отличается от животной стаи? Посмотрим, как в истории случился переход от стаи к человеческой Семье. Нам повезло — ученые нашли нужные артефакты позднего палеолита. Тогда рядом жили неандертальцы и кроманьонцы. Оба вида разговаривали, делали орудия труда, жили в соседних поселениях, хоронили умерших на своих кладбищах.

Ученые раскопали их могилы и у неандертальцев нашли останки только взрослых особей. Не было стариков и детей. А в могилах кроманьонцев (современного человека) наоборот — нашли останки только стариков и малых детей. Эти простые факты позволяют реконструировать Семьи кроманьонцев и неандертальцев.

Почему кроманьонцы жили долго, а неандертальцы не доживали до старости? Ученые говорят, что неандертальцы, как и животные-хищники, – не кормили родителей. Биологический инстинкт заставляет кормить только детей, а забота о родителях – не инстинктивна. Ослабев с возрастом или повредившись, нестарые еще неандертальцы добывали еды недостаточно, и умирали.».

Кормить родителей – не рационально, и – против животного инстинкта. Никто из млекопитающих этого не делают. Это обременение снижает шансы выжить и вырастить потомство. Животный инстинкт работает против «почитания родителей».

Неандерталец следовал животному инстинкту, а кроманьонец заботился о родителях вопреки инстинкту. Забота о родителях, любовь к ним — естественное свойство человека, созданного Богом по своему образу и подобию, как сына Божьего. Любовь к Богу — отцу, заложенная в человеке Богом, наследуется в любви к родителям, благодаря которым ты существуешь. И наоборот, разрыв с родителями, их забвение — что-то неестественное для человека, расчеловечивает его, удаляет от образа Божия – к животному или к роботу.

Нам неизвестно, появились ли неандертертальцы раньше кроманьонцев, или они все потомки одного человека. Неандертальцы, например, могли быть потомками Каина, или потомками Хама. Судя по наличию могил, неандертальцы могли частично, иногда, но почитать родителей, потому что хоронили умерших. Но это была не вера, не религия и не культура, обязательная для всех.

Обязательность почитания родителей и предков

Человек чувствует, когда ему открывается божественное. Испытанное от этого чувство благодати (счастья) придает ему веру, питает религию. Мы не знаем, было ли «почитание родителей» открытием первого кроманьонца, или кроманьонец – просто человек, сохранивший веру от первого человека, созданного Богом. Но на Земле остались только мы — люди, почитающие родителей. Другие культуры не выжили, и сейчас все люди на земле пока еще почитают родителей и имеют человеческие Семьи.

Кстати под словом «дети» у иудеев понимались не только непосредственные дети, но и внуки и все-все потомки. Так Иисус Христос – сын Давидов, хотя между ними много поколений. Симметрично можно предположить, что отцы — это и деды и прадеды, все предки. Так отцами они называют Авраама и Иакова. Наверно, под словами «отец и мать» иудеи понимали всех своих прямых предков.

То есть речь идет о вере почитания ВСЕХ предков. И, видимо, эта вера предкам, культ почитании предков – были всеобщими для кроманьонцев и людей. Они видимо верили, что обязаны чтить родителей и предков, живых и мертвых. Видимо верили, что мертвые предки есть (существуют и откликаются) в невидимом мире и влияют на жизнь в видимом мире.

Кроманьонцы также должны были верить, что сами они живут и имеют хорошую жизнь (счастье) исключительно благодаря этой вере, благодаря своим предкам. Что отступать от веры — хуже смерти. Вспомним, что их вера «почитания родителей» была настолько сильной, что животный инстинкт самосохранения отступал.

То есть первая вера, отраженная позже в иудейской заповеди, заключалась в культе родителей и предков, начиная с первого человека – позднее названного Адамом. Вероятно это и была первая религия. Соответственно возникли обряды похорон, свадеб, благодарения предкам.

Почему Семья дает долголетие и хорошую жизнь на своей земле?

Но почему заповедь о почитании родителей обещает в ответ счастливую и долгую жизнь на своей земле? Попробуем понять последствия для «почитающих родителей» кроманьонцев, которые жили в конкуренции с «непочитающими» неандертальцами. Снова цитирую, думаю это самое важное в статье:

«В чем забота о стариках оказалась полезна кроманьонцам? Восстановим цепочку:

1) Выросшие ДЕТИ, вопреки животному инстинкту, КОРМИЛИ стареющих РОДИТЕЛЕЙ, уже к тому моменту ставших бабушками и дедушками. Неандертальцы же следовали животному инстинкту и родителей не кормили, бабушки-дедушки не выживали.

2) Живые БАБУШКИ-ДЕДУШКИ знали много, ВОСПИТЫВАЛИ И УЧИЛИ ВНУКОВ. Внуки вырастали развитыми, знающими, конкурентоспособными. РАЗВИТЫЕ ВНУКИ ДОБЫВАЛИ БОЛЬШЕ ПИЩИ, которой хватало и родителям (бабушкам-дедушкам). У семейных кроманьонцев возникло накапливаемое конкурентное преимущество знаний и технологий (включая социальные) перед неандертальцами.

3) Бабушки разгружали мам в уходе за детьми, а разгруженная мама раньше отнимала от груди ребенка и рожала следующего кроманьонца. У неандерталки бабушки не было и она, как все хищники, кормила грудью до достижения ребенком 4,5 весов рождения. При такой норме человек кормил бы ребенка до 6-7 лет. У кроманьонцев выросла детская смертность, отсюда много детей в их могилах, но несмотря на это – ДЕТЕЙ СТАЛО БОЛЬШЕ. Конкурентное преимущество кроманьонцев проявилось в опережающем росте их численности.

4) У кроманьонцев ПОЯВИЛСЯ ПЕРИОД ДЕТСТВА — период воспитания и семейной социализации, от момента отнятия от груди до начала подросткового возраста. Это важный период складывания личности, жизненного и социального программирования ребенка – мамой-папой, бабушкой-дедушкой, братьями-сестрами. В детстве ребенок органично развивается именно в расширенной семье. У неандертальца ребенок воспитывался мамой до подросткового возраста.

5) В большой семье кроманьонцев появились разно/близко- возрастные братья-сестры. БРАТЬЯ-СЕСТРЫ УХАЖИВАЛИ ЗА МЛАДШИМИ, тренировали свою семейную программу, что ГАРАНТИРОВАЛО ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕМЬИ. У неандертальцев практически не было братьев-сестер в семье. Подростки, как у хищников, отдалялись от родителей и из-за большой разницы в возрасте не взаимодействовали с младшими братьями-сестрами.

Забота о родителях оказалась крайне полезна и создала Семью, идея которой неизменна с палеолита. Благодаря Семье, люди вытеснили неандертальцев и заселили всю Землю. Семья стала крупнейшим достижением в истории человечества.

То есть ВСЕ кроманьонцы, кому удавалось Семью продолжить до потомства внуков и правнуков, стали жить долго и счастливо. Так воплотилась 5-я заповедь. И то, что их вера выиграла конкуренцию у инстинкта неандертальцев, позволило им остаться на СВОЕЙ земле. А неандертальцев на этой земле не стало. И мы видим, что исчезают народы, отступившие от 5-й заповеди. Вспомним первый Рим, например, в котором Семья разрушалась, детей стало рождаться мало, их убивали в зародыше, извращения достигли потолка. И народа Рима не стало.

К сожалению мы часто не понимаем, что отступление Семьи от Традиции, отступление от веры в предков, от своей ответственности перед ними, делает нас несчастными. А понимаешь это лишь в конце жизни. И еще – непонимание ответственности перед родителями и предками не дает понять свою ответственность перед детьми и потомками.

В Семье животное начало становится источником духовного начала

Котенок благодарен кошке, когда она его кормит в младенчестве. Когда котенок подрастает, кошка становится ему посторонней. Любовь котенка и кошки заканчивается с момента биологической ненужности.

Человек взрослый продолжает почитать и любить родителей, когда от них уже не зависит. Сыновняя любовь перерастает из биологической в настоящую человеческую, в божественную. Старики-родители не нужны их сыну, но инстинкты (и память) уже научили его любви на всю жизнь. Инстинкты, проявленные в Семье, помогают человеку научиться настоящей божественной любви. И выросший человек любит Родителей, уже не как животное. Еще цитата оттуда же:

Семьей развились настоящие человеческие качества. Семейные отношения ВОСПИТЫВАЛИ такие высокие чувства, как ЛЮБОВЬ, ДОЛГ, ЖЕРТВУ личных свобод и удовольствий, жертву самой жизни. Животные испытывают такие чувства только к детенышам и только до подросткового возраста. В Семье эти чувства родителей распространяются на всю жизнь детей и внуков, на других членов семьи.

Из Семьи эти чувства входят в широкое общество и закрепляются на духовном уровне. С усложнением общества паттерны семейных чувств распространились на государство и народ. Возник патриотизм, перенося семейные чувства на отечество. Без Семьи – и чувств таких не было.

Семья создается не для выгоды, она не стайна, она «вечна», ее нельзя сменить, из нельзя уйти по выгоде,  как уходят из стаи. Личность через создание Семьи преодолевает свое смертное существование, не столько биологически (в генах детей и внуков), но больше духовно, – чтобы остаться в доброй памяти и любви родных.

Итак

Почитание родителей и предков рождает человеческую Семью. Поэтому в традиционной семье – много поколений, много братьев и сестер, что воспроизводит Традицию. В традиционной семье человек переводит (перерождает) инстинктивные животные чувства в человеческие (божественные) чувства.

 

 

Александр Давыдов, председатель совета директоров  NAUMEN,

специально для РНК

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: