Как наука возникла из Традиции

75

Наука в 21м веке отошла на второй план жизни, вместе с религией, а смешные ученые по инерции с религией борются, не понимая что они уже снова вместе, в одной лодке:).

Наука в основе – неотрывна от религии, являясь натурфилософией, естественным продолжением религии. Наука возникла благодаря развитию Традиции, являясь продолжением христианства в познании видимого мира, но неосведомленным в Традиции, это надо объяснить. Сделаем попытку показать предпосылки появления науки.

Для науки нужно было несколько условий. Первым условием стало внедрение в эллинском обществе понятия Идеального мира, платоновского мира идей. Почему это было нужно науке? Человек не может напряженно заниматься бесполезным делом, даже ученый:). И сама  мысль о поиске закономерностей в природе возникает только в том случае, если человек уверен, что закономерности там существуют. То есть в самом существовании науки должно быть заложено предположение о существовании идей таких закономерностей, которых еще надо найти, открыть.

Заметим, что до эллинов не существовало такой абстракции, как идея. У эллинов идея стала сущностью, существующей. Про нее стало возможно думать, как про существующую. Посмотрите пантеон эллинских богов, у них часто нематериальные существа  — вовсе и не боги, а идеи каких-то понятий — Любви, Богатства, Победы и т.п. У эллинов абстракции понятий, – идеи – получили самостоятельное существование.

И если идеи, которые нужно открыть в природе, уже существуют, их ведь надо только открыть. То значит они существовали всегда, и там же существуют идеи всех будущих научных открытий. То есть идеи где-то существуют все сразу, есть место, где идеи «живут» вместе — мир Идей, Идеальный мир. И так как идеи связаны, вытекают одна из другой, то идеи в Идеальном мире видимо организованы и взаимодействуют.

Таким местом существования идей у эллинов был, в частности, платоновский Идеальный мир, где идеи связаны, там их и надо искать. Кстати, если вы идею рассматриваете как сущность, значит вы уже идеалист:). Какой же ученый может быть не идеалистом, если он работает с идеями?

Попутно открытие эллинами Идеального мира привело к большим изменениям в их жизни, к желанию перенести совершенные идеи Идеального мира в грубый несовершенный мир. Что привело к появлению прекрасных эллинских городов-полисов, красота которых не утилитарна и так противоречит такой их часто грязной и кровавой жизни. Красивые дома и прекрасный город, (чего нам так не хватает), вызваны исключительно желанием привнести в этот ужасный мир часть Идеального мира, облагородить мир, утешиться.

Но эллины так и не создали естествознания. Притом что у эллинов была совершенная математика, которую они сильно развивали, считая ее частью Идеального мира. В недавно восстановленном труде Архимеда обнаружили интегрально-дифференциальное исчисление. Но у эллинов все равно не появилось естествознания с математическими формулами. Ньютон и Галилей у эллинов были невозможны.

Не потому что эллины чего-то не знали в математике, или в природе. Просто эллины мысли не допускали, что в этом грубом несовершенном мире могут действовать совершенные и одинаковые законы. Материальный мир был для них множественным, приблизительным, меняющимся и «плывущим», как сонный кошмар. Потому что у этого мира не было единого основания — единого Бога его создавшего и за ним присматривающего. Мир у них в принципе не мог быть единым, единообразным, а закономерности мира были у них странными исключениями, а не правилом. Язычество не могло в принципе создать науку.

Из предыдущего понятно, что вторым условием появления науки стало понимание единства мира через творение единым Богом. Если совершенный Бог сотворил мир, можно допустить, что в устройстве видимого мира заложена воля Божья, и скорее всего воля единообразна для похожих явлений. И значит возможны и вероятны одинаковые закономерности, которые и есть проявление его единой воли. Бог то один, значит и похожее должно иметь общее, одни законы.

Не буду разбирать, есть предположения, но нет твердых догадок, почему у иудеев наука не появилась. Может дело было с отношением к Богу, как к закону, набору правил, относительно бесструктурных, которые надо слепо выполнять.

Перейду сразу к христианству. Христианину самое важное в жизни — понять волю Божью, пусть воля не про него самого, а про «падающее яблоко». У христианина есть мотив и есть основание искать закономерности.

Христиане хотели знать волю Божью по любым предметам и видимого и невидимого мира. Именно христиане начали дотошно разбирать невидимый мир. Не в иудаизме, а в Христианстве возникла структура нематериального мира, появилась невероятная Троица, родились небесные иерархии, а у Дионисия Ареопагита появился синтез эллинского Идеального мира и христианства, родились три небесные иерархии.

Если есть структура в невидимом мире, который связан с видимым, почему не быть структуре и закономерностям в видимом мире?

Поэтому третьим условием для науки стало появление христианского мировоззрения. Христианство говорит, что этот мир создан единым Богом, и хотя он несовершенен, но ведь уже пришло спасение от Христа, то есть мир не ужасен, как для эллинов, в нем можно искать и находить Божье совершенство. Наверняка воля Божья проявлена и в законах этого мира, в виде физических, например, законов. Поэтому воля Божья по этому миру может быть изучена и подсмотрена (открыта), как законы природы. Какое христианско сердце не начнет сильнее биться от возможности точно узнать и выразить, хотя бы формулами, волю Божью?

Чтобы стать Ньютоном, надо было, как христианину, одновременно – опираться на Бога-творца всего сущего, и одновременно – примириться с несовершенством сущего. Тогда в несовершенстве реальных опытов, физических явлений сущего мира можно искать проявление совершенства законов природы, воли Божьей.

Одновременно надо было по христиански любить Бога и созданный им мир, природу, чтобы неотрывно думать о ней, прикладывать огромные усилия для изучения этого «дурацкого»   абстрактного предмета (вроде никому не нужного) — ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ.

Вот так примерно:). Это первый набросок с ходу, почему наука не противостоит, а вытекает из Традиции. Можно его улучшать.

 

 

Александр Давыдов, председатель совета директоров  NAUMEN,

специально для РНК

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: