Центр международной политики безопасности и обороны Отдела исследований национальной безопасности RAND, который проводит исследования и анализ для Канцелярии министра обороны, Разведывательного сообщества и Госдепа США, в своём новом отчете оценил возможные средства стабилизации американо-китайского соперничества в трёх проблемных областях: Тайвань, Южно-Китайское море и конкуренция в науке и технике.
Геополитическое соперничество между Соединенными Штатами и Китаем обусловлено конфликтующими интересами, глубоким недоверием и взаимным восприятием как Штатами, так и Китаем того, что другая сторона преследует цель подорвать их могущество.
Сотрудники проекта RAND и другие участники из США глубоко осведомлены о враждебных, хищнических, а иногда и агрессивных действиях Китая и о том, что для Соединенных Штатов крайне важно противостоять конкретным формам травли и манипулирования.
При этом RAND сосредоточил внимание не на способах преодоления существенных геополитических разногласий, лежащих в основе соперничества, а на поиске ограниченных механизмов стабилизации в нескольких конкретных проблемных областях, в частности:
США должны говорить о соперничестве формулировками, которые явно отвергают абсолютные версии победы и признают легитимность Коммунистической партии Китая.
Должны быть восстановлены связи между высшими должностными лицами, чтобы избежать неожиданностей.
Должны быть заключены соглашения по ограничению киберконкуренции.
США и Китай должны заявить о взаимном признании стратегического ядерного сдерживания и готовности отказаться от угрожающих ему технологий и доктрин.
По Тайваньскому вопросу Штаты и Китай:
Должны обменяться заверениями, что ни одна из сторон не собирается радикально изменить статус кво в ближайшем будущем – США заявили бы, что не поддерживают независимость Тайваня, не стремятся к постоянному отделению через проливы или выступают против мирного объединения, а Китай мог бы подтвердить, что мирное воссоединение является предпочтительным подходом.
Каждая сторона должна четко сформулировать свои красные линии и реакцию на их пересечение.
И вообще RAND считает, что Штаты должны сбалансировать свои обязательства перед Тайванем, чтобы его действия не привели к эскалации напряженности с Китаем и дестабилизации безопасности по обе стороны пролива, поскольку США оказывают Тайваню военную поддержку и де факто расширенное сдерживание и имеют на него рычаги воздействия.
По Южно-Китайскому морю также предлагается США и Филиппинам, с одной стороны, и Китаю, с другой, следует четко формулировать и артикулировать свои «красные линии», изменить свои военные доктрины и силовые структуры, а Штаты могли бы в частном порядке дать Китаю понять, что некоторые разведоперации могут быть открыты для переговоров, если Китай откажется от своих максималистских претензий на исторические права.
В сфере научно-технической конкуренции аналитики рекомендуют странам управление наихудшими аспектами новых технологий и отказ от экстремальных попыток подорвать прогресс другой стороны.
Например, США могут заявить, что они не стремятся затормозить общее экономическое развитие Китая, приветствуют сотрудничество и торговлю во многих областях высоких технологий и что они не будут налагать ограничений в отдельных областях науки и техники, для чего необходимо:
официально оформить соглашение не использовать ИИ для командования ядерным оружием,
осуществлять инвестиции обеих сторон в совместные фундаментальные научные исследования в областях технологий, не представляющих угрозы,
сотрудничать и разработать меры по смягчению последствий потенциальных случаев потери контроля над ИИ,
проводить совместные исследования между университетами США и Китая и обмен студентами и исследователями.
Как видим, ведущие фабрики мысли США считают, что Китай уже слишком окреп, чтобы США вступали с ним в прямое открытое противостояние.
По сути руководству США предлагается продолжить противодействие КНР более скрытно, с одновременным снижением политического накала между странами (чем как раз грешит Трамп).