В 910 году в Константинопольском Влахернском храме Андрей Юродивый увидел Богоматерь, распростершую свое покрывало над верующими. По преданию, Андрей был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.
Однако в Византии этот праздник так и не привился. Он сложился на Руси и стал национальным праздником, символом заступничества Матери Божией за Русь, знамением утешения Богоматери, Ее предстательства за всех нас. Князь Андрей Боголюбский, установивший праздник, в 1165 году построил первый храм Покрова на реке Нерль, храм, ставший символом России. Спустя почти пять столетий царь Иван Грозный в память о взятии Казани поставил на краю Красной площади в Москве ещё один символ – Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых загадочных храмов русской истории.
Сегодня каждый человек может своими глазами увидеть тот самый Покров Богоматери, который, по преданию, Она носила в ночь Рождества Спасителя. Покров хранится в городе Шартр во Франции, где Богоматерь почиталась уже с IV в. Источник IV в. свидетельствует, что впервые святыню увидели в доме одной благочестивой женщины два брата – Галвий и Кандид. Женщина рассказала, что по их семейному преданию ее далекая родственница присутствовала при погребении Божией Матери и Богородица отдала ей свой Покров Братья хитростью завладели святыней и привезли ее в Константинополь, откуда она в 469 году попала в храм во Влахерне. В IX веке Византийская императрица Ирина подарила святыню императору Карлу Великому. Внук последнего, Карл II в 876 году вложил Покров в собор Шартра и собор стал первым в истории Франции храмом, посвященным Пресвятой Богородице. По некоторым данным, он и был построен именно для хранения святыни.
Я несколько раз был в Шартре, в этом соборе, одном из самых поразительных храмов «Эпохи великих соборов», времени высокой готики. Даже записывал там часть своей лекции по готике. Собор знаменит своим лабиринтом, не расшифрованным до сих пор и занимающим всю центральную часть храма. Я познакомился с ключарем собора, Аланом, и он пустил меня непосредственно к Покрову (реликварий с ним находится в отдельном приделе, за решеткой), а затем, в подклете собора, куда спускаешься словно на тысячу лет назад, показал еще один большой фрагмент Покрова в другом реликварии. Впечатление, которое произвело пребывания рядом с Покровом, стало событием жизни. Невозможно представить, что Она носила этот Покров две тысячи лет назад, а сегодня ты видишь его, видишь сплетение его нитей (кстати, это не роскошное покрывало – он самой простой, безыскусной работы).
На Руси праздник Покрова служил рубежом между осенью и зимой, на Покров часто выпадал первый снег. В это день окончательно завершались полевые работы, крестьяне начинали конопатить избы, топить печи, игрались свадьбы. В этот день у Матери Божией просили защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Пресвятая Богородице, спаси нас.
С праздником.
Заставка: Protection de la Mere de Dieu Ecole de Новгород Москва, Галерея Третьяков. Данное произведение находится в общественном достоянии в стране происхождения и других странах и территориях, где срок действия авторского права составляет жизнь автора
плюс 100 лет или менее. wikimedia