Родители требуют отменить промежуточную аттестацию в школах

98

Octagon

Пока чиновники обещают сократить количество контрольных работ в школах, родители пытаются добиться отмены хотя бы промежуточной аттестации, которая существенно осложнила жизнь школьникам в последний учебный год. Итоговая оценка ученика по каждому предмету теперь складывается из годовой и результатов аттестационной работы. После введения новых правил успеваемость детей ухудшилась, а у учителей не хватает времени на повторение пройденного материала.

С 1 сентября 2023 года российские школы перешли на новые федеральные общеобразовательные программы (ФОП), в которых появилось понятие обязательной промежуточной аттестации для учащихся 2–11-х классов. Если раньше годовая отметка выводилась только по четвертным или семестровым, то теперь при оценивании ученика по каждому предмету учитывается ещё и результат одной или нескольких итоговых работ. В случае неудовлетворительной оценки за контрольную даже при положительной годовой отметке ученик не будет аттестован до тех пор, пока не напишет её на положительный балл.

На фоне введения промежуточной аттестации часть школ приняла решение отменить четвертные и триместровые оценки и стала выставлять итоговую с учётом суммы всех текущих отметок за год и результата новой аттестации. Родители считают, что новый порядок привёл к снижению успеваемости и росту нагрузки на учащихся. Во многих учебных заведениях промежуточная аттестация проводится в мае, когда дети уже устали и не могут показать хорошие результаты. Поскольку итоговые контрольные предусмотрены по всем предметам, в один день может проходить несколько работ.

Новые ФОП были разработаны Минпросвещения в рамках модели единого образовательного пространства.

Однако у школ есть право самостоятельно определять порядок промежуточной аттестации, и механизм её проведения может заметно отличаться в разных учебных заведениях.

– В нашей школе с сентября отменили отметки за триместры и стали проводить контрольные работы по всем предметам в мае. Оценка за них напрямую влияет на итоговую, – делится с «Октагоном» мама учеников московской школы № 556 Софья Родионова. – После введения новой системы оценивания дети испытали серьёзную психологическую нагрузку – они не понимали, какую годовую оценку в итоге получат, так как период слишком длинный, а результаты промежуточной аттестации непредсказуемы. Итоговые контрольные стали для детей большим стрессом: в нарушение санитарных правил их могло быть от двух до четырёх в день. К тому же из-за промежуточной аттестации у учителей не осталось времени на повторение и закрепление материала в конце года. Переписывать или писать пропущенные контрольные приходилось на уроках, когда остальной класс учился.

Собеседница издания добавляет, что текущая система оценивания также позволяет школе игнорировать нехватку учителей и не торопиться с подбором нового педагога в случае увольнения прежнего посреди учебного года.

– После ухода учителя информатики в начале учебного года школа не смогла предоставить детям качественной замены или найти нового педагога. Уроки вели учителя других предметов. Так как в начале года уже были проставлены какие-то оценки, по ним можно было аттестовать детей, которые не учили предмет. Мы направляли директору и в департамент образования Москвы обращения с просьбой пересмотреть подход к системе оценивания, но нам отказали, сославшись на приказ Минпросвещения о введении новых ФОП и право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать порядок аттестации. Получается, что Минпросвещения на словах декларирует курс на снижение количества контрольных работ, а на деле его только увеличивает. Помимо промежуточной аттестации, сохранились все текущие проверочные и контрольные, ежегодно проводится внешняя оценка Московского центра качества образования, – объясняет Софья.

Родителей также возмущает то, что школа составила положение о проведении аттестации в невыгодном для учеников ключе. У директора была возможность сохранить триместры, а результат итоговых контрольных учитывать как четвертную оценку – тогда её влияние на годовую отметку было бы менее значительным.

Задачи аттестации не выполняются

По словам Надежды, мамы ученика другой московской школы, у её ребенка аттестационные работы по всем предметам проводятся три раза в год, в конце каждого триместра. Оценка за них учитывается дважды.

– Промежуточная аттестация окончательно свела обучение к бесконечному контролю, – отмечает собеседница. – Помимо текущих и проверочных работ, детей обязали писать итоговые контрольные по каждому предмету в конце триместра. Оценка за работы не только учитывается при формировании аттестационной отметки, которая складывается с годовой, но и выставляется в журнал в тройном коэффициенте как текущая в триместре. То есть одна и та же работа учитывается дважды. Когда я училась в школе, по некоторым предметам у нас были переводные экзамены, но оценки за них не использовались как текущие, да и проводились они всё-таки не по всем предметам. Вопросы к экзаменам нам давали заранее, было время на подготовку. С аттестационными контрольными такого не предусмотрено, они просто нарушают ход учебного процесса и повышают нагрузку на детей.

Изначально промежуточная аттестация вводилась как инструмент контроля за усвоением материала. С её помощью учитель определяет, на какие проблемные моменты нужно обратить внимание и проработать их дополнительно. Во многих школах это обернулось профанацией: аттестация даёт лишь дополнительные оценки, но никак не влияет на качество обучения, рассказывает «Октагону» педагог, бывший школьный учитель математики Ольга Ситникова.

– В большинстве случаев дети, которые не занимаются с репетиторами, пишут аттестационные контрольные на более низкий балл, чем имеют по предмету по текущим оценкам, – поясняет эксперт. – Это говорит о низком уровне усвоения материала. Проверочную по одной теме написать на высокий балл проще, чем контрольную по итогам триместра и тем более года. В случае с первой можно просто натаскаться, а для второй необходимо не только знать, но и понимать пройденный материал. С этим у школьников всё чаще возникают проблемы. Однако плохие результаты аттестационных работ становятся проблемой самого ученика и его родителей, а не головной болью учителя.

На разбор непонятого материала у педагогов не остаётся времени.

Дети, получившие плохие оценки, переписывают работу до удовлетворительного результата. Тройки в конце концов рисуют всем, а пробелы в знаниях остаются и вызывают проблемы уже в следующем году, говорит учитель.

– Промежуточная аттестация должна помочь устранить пробелы в знаниях, но она проводится во время уроков, на которых учителя как раз должны были заниматься повторением и закреплением материала. Получается, что в аттестации в текущем её виде нет никакого смысла. В большинстве случаев она вредит учебному процессу, – заключает Ольга Ситникова.

Заставка: картинка сделана с помощью нейросети

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: