Отмена ЕГЭ: популизм или руководство к действию?

86

Octagon

Заявление депутата Госдумы Яны Лантратовой о планах нижней палаты рассмотреть новый законопроект об отмене ЕГЭ в октябре взволновало общественность. В случае принятия документ может вступить в силу уже в следующем году, чего не хотели бы старшеклассники – они активно готовятся к ЕГЭ. Может ли единый госэкзамен быть отменён в ближайшие годы и что придёт ему на смену?

Новый законопроект об отмене единого государственного экзамена, представленный группой депутатов от СРЗП, КПРФ и ЛДПР в июне, в точности повторяет аналогичный документ, который был отклонён Госдумой в первом чтении в январе. Авторы инициативы по-прежнему требуют упразднить ЕГЭ, не предлагая ничего взамен. В качестве итоговой школьной аттестации парламентарии хотят проводить некие государственные экзамены, порядок и содержание которых каждый регион определит самостоятельно. Вопрос о новых вступительных испытаниях в документе не затрагивается – очевидно, его предлагается решать другим законодателям и самим вузам.

Если текст законопроекта с прошлого года не изменился, то аргументы против ЕГЭ в пояснительной записке депутатам пришлось подстраивать под текущие реалии. Прошлым летом инициаторы отмены госэкзамена заявляли о снижении качества образования, которое выразилось в уменьшении числа 100-балльников. Теперь на фоне роста максимальных результатов за счёт подкрутки шкалы перевода баллов этот аргумент пришлось исключить из документа. К традиционным жалобам на натаскивание на ЕГЭ, нервным срывам учащихся и непомерным тратам родителей на репетиторов в этом году удачно добавилась отсылка к вопиющим случаям с раздеванием школьников во время досмотра перед экзаменами.

Очередной законопроект об отмене ЕГЭ явно непроходной, он опять будет отклонён в первом же чтении. На это указывает хотя бы то, что авторы предлагают внести изменения уже со следующего года, то есть зимой объявить учащимся, потратившим как минимум год на подготовку, что никакие единые экзамены они сдавать не будут, комментирует «Октагону» кандидат педагогических наук Александр Соколов.

– Подобные реформы всегда предполагают переходный период в несколько лет, как было при введении единых госэкзаменов, – поясняет эксперт. – Для отмены ЕГЭ законодателям нужно не только определиться с форматом выпускных школьных экзаменов, но и решить, как будет осуществляться приём в вузы. Школам и университетам также потребуется время для подготовки к переходу на новый формат, да и учащимся хорошо бы сообщить об изменениях в правилах игры как минимум за два, а лучше за три-четыре года. Многие у нас идут в колледж после 9-го класса только ради того, чтобы обойти ЕГЭ. Если его отменят, ситуация изменится. На мой взгляд, такие законопроекты вбрасываются в информационное пространство скорее с целью сохранить единый экзамен, позволив обществу при этом выпустить накопившийся негатив, чем для того, чтобы отменить его. Даже противники этого формата прекрасно понимают, что момент перестройки системы, глобальных перемен всегда самый непростой для выпускников школ. А ЕГЭ хоть и плохонький, но уже всем понятный и известный. Пусть уж лучше он останется, чем всё в авральном порядке будут ломать через колено.

Отмена ЕГЭ не решит проблему падения качества образования

Многих родителей школьников из регионов возмутили аргументы депутатов, ратующих за отмену ЕГЭ, о том, что из-за госэкзаменов семьям приходится тратить больше средств на содержание детей, поступивших в вузы в других городах.

– Лучше бы депутаты занялись проблемой нехватки общежитий в университетах и плачевным состоянием их зданий, тогда приезжим студентам не придётся платить за аренду комнат и квартир, – считает мама студента из Кировской области Наталья. – Стоит также вплотную заняться повышением размера стипендий как минимум до прожиточного минимума. И без отмены ЕГЭ никто не заставляет выпускников подавать документы в вузы других городов, это их собственное решение и право. Если вернуть вступительные экзамены в университеты, расходы у семей только увеличатся, так как придётся тратить деньги на дорогу и проживание на период испытаний.

Настаивая на необходимости отказа от ЕГЭ, парламентарии обращают внимание на повышение расходов семей на репетиторов для подготовки к единым госэкзаменам. Однако специалисты полагают, что падение качества школьного образования – системная проблема и её невозможно решить только путём отмены ЕГЭ и введения в школе отдельных выпускных экзаменов.

– Какую бы форму вступительных экзаменов в вузы сейчас ни ввели, она в конечном итоге не устроит общество и вызовет поток негатива, – убеждён репетитор по математике Алексей Гаршин. – Разрушение системы качественного массового школьного образования у нас продолжается уже около 30 лет, и ведётся оно не только по линии ЕГЭ. Это бесконечные эксперименты на всех уровнях образования, неграмотно составленные учебные программы, тотальная цифровизация и острая нехватка учителей из-за низких зарплат и перегрузок. В 5–7-м классе ни о какой подготовке к ЕГЭ речи ещё не идёт, однако учеников этого возраста у репетиторов становится всё больше, и среди них много далеко не глупых детей. Конечно, единый экзамен нужно выводить из школ, но в целом в контексте плачевного состояния современной системы школьного образования это далеко не единственная задача. Без решения проблем в комплексе результатов не будет.

Ни один из представленных за последние годы законопроектов об отмене ЕГЭ как школьной итоговой аттестации не давал чёткого объяснения того, какой она должна стать и по каким предметам проводиться.

Об этом говорит учитель русского языка и литературы Светлана Васильева:

В текущем документе ответа на этот вопрос по-прежнему нет, всё отдаётся на откуп регионам, которые должны как-нибудь потом, после вступления поправок в силу всё сами решить. Сегодняшняя итоговая аттестация в школах – это фикция: для получения аттестата достаточно выполнить лишь несколько заданий из простой тестовой части ЕГЭ по русскому и математике. Вполне вероятно, что после отмены ЕГЭ в школах аттестация просто сменит вывеску, но сохранит всё ту же модель и не станет реальным инструментом для оценки полученных в школе знаний. Пока нет реального понимания, как должны измениться система образования, порядок и содержание итоговой аттестации с уходом единых госэкзаменов, подобные законопроекты представляют собой лишь бессмысленное марание бумаги.

Заставка: Анна Бабич

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: