СВЕТИЛО СПРЯТАЛОСЬ: ЖИТЕЛИ АМЕРИКИ УВИДЕЛИ ПОЛНОЕ СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ

192

Царьград: Жители Северной и Южной Америки смогли понаблюдать за полным солнечным затмением.

Понаблюдать за полным солнечным затмением смогли жители Северной и Южной Америки. Одними из первых зрителей удивительного зрелища стали люди из мексиканского города Масатлан. Уже после вид на солнечное затмение открылся жителям более десятка американских штатов от Техаса до Мэна и востока Канады. Граждане России в этот раз полюбоваться на сей процесс не смогли.

Всего же увидеть затмение смогли почти 32 миллиона человек, что значительно больше, чем в 2017 году. Напомним, началось редкое космическое явление 8 апреля в 19:39 по московскому времени, а завершилось – в 22:55. Максимальная фаза, когда свет Солнца полностью скрылся, пришёлся на 21:17. Продолжительность составила 4 минуты 28 секунд.

Авторство: A.T. Sinclair. eclipse.gsfc.nasa.gov, Общественное достояние, wikimedia.

Кстати, американский президент решил позаботиться о своих гражданах и дал им совет относительно явления.

“Джо Байден призвал американцев не любоваться солнечным затмением без очков”, – написал в своём телеграм-канале блогер Сергей Колясников.

Солнечное затмение представляет собой астрономическое явление, когда свет Солнца не достигает поверхности Земли из-за того, что Луна перекрывает его. Внешний вид затмения зависит от положения естественного спутника Земли и местоположения наблюдателя. Важно отметить, что это явление всегда совпадает с новолунием, когда Луна находится между Землёй и Солнцем.

Существует четыре типа затмений:

– частное (самое распространённое, где Луна не полностью закрывает Солнце, создавая лишь полутень);

– полное (когда Луна полностью скрывает Солнце);

– кольцеобразное (происходит при апогее Луны, когда видно “огненное кольцо”);

– гибридное (одни регионы видят кольцеобразное затмение, другие – полное).

Ежегодно происходит от двух до пяти солнечных затмений. Многие считают, что полные затмения редки, но на самом деле они происходят раз в 18 месяцев, а кольцеобразные – ещё чаще. Гибридные затмения случаются лишь несколько раз за столетие.

Увидеть нынешнее затмение можно в трансляции от NASA. Её стоит искать под названием 2024 Total Solar Eclipse: Through the Eyes of NASA (Telescope Feed).

Кстати, полное солнечное затмение с территории России можно будет увидеть только в 2030 году.

Видео от WTOL11

Туту: Затмение с борта самолета: как это было

В мире немало людей, которые сходят с ума по затмениям и готовы лететь на другую сторону планеты, чтобы их посмотреть. Их называют умбрафилы (любители теней) или эклипсгики (фанаты затмений). Вот только один из тысяч примеров — пенсионер, который ради затмения впервые покинул родину и отправился в Штаты.

Среди таких гиков есть совсем отчаянные — люди, которые гоняются за затмениями по воздуху. Почитайте историю таких полетов (кстати, мы знаем способ попасть в один из них).

Менделеев на воздушном шаре

7 августа 1887 года русский химик Дмитрий Менделеев поднялся на воздушном шаре выше облаков, чтобы посмотреть солнечное затмение. Дело было в подмосковном Клину, c ним должен был подняться пилот-аэронавт Александр Кованько и художник Василий Перов, но намокший от дождя шар не мог поднять даже двоих.

Илья Репин, Солнечное затмение 1887 года (Дмитрий Иванович Менделеев на аэростате)
Из коллекции Арманда Хаммера.

«Кругом аэростата была масса народу; послышались дружные крики, — вспоминал ученый. — Из них лишь один, признаюсь, мне памятен. Кто-то кричал Bis!».

Менделеев надеялся увидеть солнечную корону: по его идее, цвета короны могли пролить свет на загадку происхождения мира. Когда шар поднялся над облаками, Луна уже полностью закрывала Солнце.

«Кругом солнца я увидел светлый ореол или светлое кольцо чистого серебристого цвета, — писал он. — Ни красноватого, ни фиолетового, ни желтого оттенка я не видел».

Таким был первый зафиксированный в истории полет ради солнечного затмения. Новых знаний добыть не удалось.

Первая погоня за тенью в истории

В 1918 году журнал Scientific American написал короткую, но важную заметку:

«Недавнее солнечное затмение (8 июня 1918 года) может считаться первым астрономическим явлением, которое наблюдалось с борта самолета. Хотя полет в штате Оклахома не нес в себе серьезной научной цели, он продемонстрировал, что мы можем обращаться к летчикам за ценными сведениями о затмениях».

К сожалению, деталей почти не сохранилось.

Челюсти тьмы, которые пожирают Манхэттен

24 января 1925 года в северной части США впервые за почти 100 лет было видно полное солнечное затмение — его можно было наблюдть даже с лужайки Белого дома. Момент, когда мир днем погрузится во мрак, должны были застать миллионы человек, поэтому велась большая просветительская кампания о химии солнца и астрономии. В прессе появлялись заголовки вроде «лучшего зрелища вашей жизни», «феномена неземной красоты» и «челюстей тьмы, которые пожирают Манхэттен».

Чтобы снять затмение на видео, в воздух поднялся дирижабль — он позволял стабилизировать аппаратуру и поднимался выше, чем самолет.

73 минуты полного мрака

30 июня 1973 года ученые из разных университетов и обсерваторий Великобритании, Франции и США поставили рекорд — они смотрели затмение в течение 73 минут, догоняя его на сверхзвуковом конкорде. До сих пор никто не смог побить этот рекорд.

Конкорд готовили к безумному полету специально: например, поставили более эффективные двигатели, которые прекрасно показывали себя в воздухе, но на земле сжигали огромную массу топлива. Только выруливая на взлет, этот самолет сжег больше горючего, чем Боинг в полете Лондон — Амстердам. Чтобы не упустить ни минуты затмения, в крыше самолета даже были сделаны иллюминаторы.

Мавритания, которая стала одним из главных свидетелей затмения, в этот день закрыла свое воздушное пространство для коммерческих полетов — чтобы ничто не мешало научной миссии. Позже, в короткой документалке диктор поэтично назвал конкорд «Одиночкой в мавританском небе».

Пока самолет летел за тенью Луны через стратосферу, ученые ставили эксперименты и делали замеры. Это была напряженная работа, и «эмоциям не было места, они пришли позже».

«Я не знаю, возможна ли такая гонка сегодня. Сейчас все правительственные структуры более закрыты. Нам очень повезло, что люди тогда приняли нас всерьез» — заметил в интервью Пьер Лена, один из участников полета.

Первые коммерческие погони

11 августа 1999 года в воздух поднялись три сверхзвуковых конкорда — один от Air France, два от British Airways. Конкорды тогда были единственными коммерческими самолетами, которые могли догнать тень Луны, и эти рейсы тоже были коммерческими. Каждый вмещал примерно сто пассажиров.

Самолеты Британских авиалиний вылетели из Лондона и где-то в середине Атлантического океана повернули обратно. Они преследовали тень Луны, которая перемещалась в три раза быстрее скорости звука, и пассажиры смогли наблюдать затмение в течение 6 минут — почти в три раза дольше, чем зрители на земле. Причем, затмение было видно только по правому борту самолета, и людям пришлось сменять друг друга у иллюминаторов по расписанию.

Среди пассажиров была 80-летняя Бабс Элвинс, и ей всё понравилось: «Я видела это, но с большим трудом — для этого пришлось лежать на спине у иллюминатора. Но всё получилось, и я счастлива».

35 затмений Книги рекордов

Сейчас коммерческие полеты за затмениями проходят регулярно. Последний был 2 июля 2019 года — 50 человек на борту Boeing 787-9 Dreamliner компании LATAM Chile наблюдали за полным затмением в течение 8 минут (по сравнению с 2,5 минутами на земле). Самолет стартовал с острова Пасхи и преследовал тень два с лишним часа, после чего вернулся на остров.

Одним из пассажиров был астроном Гленн Шнайдер из Университета Аризоны — он помог авиакомпании спланировать маршрут. В этом полете Гленн посмотрел свое 35 затмение и стал тем самым человеком, который увидел их больше, чем кто-либо другой — по версии Книги рекордов Гиннеса.

Заставка: фото РПС23 Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eclipse-20170821201032-partial-Coimbra.jpg
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: