Фотография художников с Гоголем в Риме

231

Фотография художников, скульпторов и архитекторов, представленных Николаю I в декабре 1845, с Гоголем.

Как летом снег впервые воспринимается информация о том, что существует групповая ФОТОГРАФИЯ тех самых художников, скульпторов и архитекторов, которые были представлены Николаю I в декабре 1845 в соборе Св.Петра в Риме.

Наличие на фотографии художника В.И.Штернберга, умершего в ноябре 1845, свидетельствует о том, что данная фотография была сделана до приезда Николая I в Рим.

Эта фотография широко гуляет по просторам интернета, но в комментариях есть простое пошедшее, видимо, от В.В.Стасова, перечисление имен фотографировавшихся, но почему-то никого не заинтересовало, кому принадлежит то или иное лицо на этой фотографии, хотя это известно. Узнаваемы без излишних усилий только Гоголь и Мариучча, которых царю как раз не представляли.

Находятся «чудаки», разбирающие недостатки этой фотографии подобно тому, как это легко делается с фейковой фотографией американских астронавтов, не бывших на луне. А лица людей на фото 1845 года этих проницательных сыщиков не интересуют, да они и знать их не хотят.

Тогда в Риме жил Н.В.Гоголь (1809-1852). он даже пытался решить свои финансовые проблемы, предлагая себя в качестве секретаря при попечителе (начальнике) русских художников — пенсионеров Академии художеств П.И.Кривцове. Гоголь лет на 8 в среднем старше художников на фотографии, но он уже именитый, а они, бедняги, проучившиеся лет по десять в Академии художеств, только начинают свой творческий путь (золотые медалисты, товар штучный).

Левицкий уговорил Гоголя сняться в групповом снимке с русскими художниками – пенсионерами Императорской Академии художеств. Так получилась единственная фотография Гоголя. На встрече с императором в соборе Св.Петра по воспоминаниям Рамазанова их было около 20 человек. Они решили сделать подарок графу Ф.П.Толстому в виде удивительной по тем временам фотографии в знак благодарности за то, что он их поддержал, когда Николай I сказал, что художники «шибко гуляют». На фотографии художников, скульпторов и архитекторов 15 человек, трое, включая Гоголя, — «посторонние».

На снимке в центре стоит Гоголь. Из скульпторов там оказались Н.А.Рамазанов и П.А.Ставассер, М.А.Щурупов. Если Рамазанов фотографировался несколько раз и снимки сохранились, то эта фотография оказалась единственной для Гоголя и, видимо, для Ставассера.

Единственная фотография Гоголя, всюду фигурирующая, — это часть, взятая из этой фотографии. Есть еще одно объективное воспроизведение лица Гоголя, это его посмертная маска, а снимал ее Н.А.Рамазанов. wikipedia

А теперь перечислим по порядку всех изображенных на фотографии.

Та же фотография, но с номерами для идентификации сфотографированных                  

Годы жизни    Годы пребывания в Риме

  1. Орлов П.Н.     (1812-1865)     (1841-1865)  живописец
  2. Рамазанов А.Н. (1817-1867)      (1843-1846)  скульптор
  3. Эппингер Ф.И.  (1816-1873)    (1841-1849)   архитектор
  4. Бейне К.А.     (1816-1858)      (1841-1849)  архитектор
  5. Глебов – отставной кавалерийский полковник
  6. Гоголь Н.В. – русский писатель.
  7. Лавеццари А.К.  (1815-1881)           живописец
  8. Моллер Ф.А.   (1812-1874)    (1839-1849)  живописец
  9. Щурупов М.А.   (1815-1901)     (1840-1855)  скульптор, архитектор
  10. Михайлов Г.К. (1814-1867)     (1845-1850)  живописец
  11. Нотбек П.К.   (1824-1877)      (1849-1853) архитектор
  12. Левицкий С.Л.   –   фотограф, сделавший эту фотографию.
  13. Ставассер П.А. (1816-1850)     (1841-1850)  скульптор
  14. Мариучча – известная римская натурщица.
  15. Штернберг В.И. (1818-1845)      (1840-1845)  живописец
  16. Монигетти И   (1819-1878)       (1839-1847)  архитектор
  17. Бравур А.А.  (1823-1905) ?                  архитектор
  18. Мокрицкий А.Н.(1810-1870)      (1841-1849)   живописец

Фамилии сфотографированных взяты из книги Т.Г.Шевченко «Художник», изд. «Мистецтво», Киев, 1989., даты — из книги С.С.Степанова, А.А.Погодина «Рим, русская мастерская», 2018.

Явные нестыковки свидетельствуют о том, что под номерами 11 и 17 могут быть сфотографированы другие лица, видимо, Нотбек был в Риме позднее, а Бравур среди римских пенсионеров во второй книге не значится.

Впервые опубликовал эту фотографию в 1879 тот самый критик В.В.Стасов, который имел большой доступ к подобным материалам, работая в Публичной библиотеке в Петербурге, причем с 1872 заведовал там Художественным отделом.  Публикуя эту фотографию, он, как настоящий демократ, подчеркнул свою значимость, поскольку фотография дает «богатый материал», однако, не преминул поиздеваться над одеждой художников, назвав шляпы и плащи «неостроумным и неталантливым маскарадом». Не вызывает сомнения то, что он был знаком с воспоминаниями Рамазанова и с восторженным приемом царя художниками, а потому они и оказались «неталантливы и маскарадны», только Гоголь не подлежал критике, потому как сам был критиком.

Далее

Источник: ЧУДЕСНЫЙ МИР СКУЛЬПТУРЫ

Заставка: Групповой дагерротип (ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами) русских художников. Автор Сергей Левицкий. Рим, 1845, ателье Perrot. wikipedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: