Польша постепенно перестаёт быть католическим государством
Виталий Лекомцев
Мы привыкли считать, что католицизм исключительно силён в Польше – но в настоящее время это далеко уже не так. В прошлом году победу на польских парламентских выборах одержала разношёрстная коалиция, в которой заправляют либералы. И, оказавшись у руля, они тут же стали потихоньку «развинчивать» католические «скрепы».
Существует целая программа постепенной секуляризации польского государства, которое мы привыкли воспринимать, как монокатолическое. Но молодые поколения поляков, всё в большей степени, демонстрируют отход от веры своих отцов в сторону пресловутых «европейских ценностей». Именно на них и опираются польские секуляризаторы, получившие нынче карты в руки.
С осени 2015 года по конец 2023-го в Польше заправляла всеми делами партия «Право и Справедливость», позиционирующая себя в качестве католических традиционалистов. Но в конце прошлого года «ПиС» лишилась власти, а её преемники тут же начали перекраивать жизнь в стране в соответствии со своими представлениями. Едва лишь придя к власти, новое правительство Польши известило, что сократит количество занятий религией в школах до одного часа в неделю. Свежеиспечённый министр образования Польши Барбара Новацкая (лидер партии «Польская инициатива», входящей в состав «Гражданской платформы») заявила: «Дети изучают религию больше, чем другие предметы. Моё предложение: ограничить одним часом, оплачиваемым из государственного бюджета». Если же родители захотят, чтобы уроков религии было больше, то они, как предупредила Новацкая, должны будут платить за них из своего кармана.
Приход к власти в Польше таких деятелей, как этот министр – а в новом правительстве Дональда Туска у Новацкой полно единомышленников – ознаменовал давно готовившееся торжество польских либералов, страстно мечтавших покончить, наконец, с «устаревшими догмами» и слиться в экстазе с европейскими собратьями. И не надо обладать семью пядями во лбу, чтобы предсказать, что одним из главных объектов атак либералов-победителей станет католическая церковь.
Политолог-полонист Станислав Стремидловский подчеркивает, что прежняя оппозиция, ставшая ныне властью, во время недавней предвыборной кампании много говорила о необходимости «развода» государства и церкви.
И особенное недовольство у либералов вызывают как раз школьные уроки религии, на практике являющиеся способом катехизации польских детей. «Посещение таких уроков не является обязательным. Родители учащегося или он сам заявляют о своём желании заниматься, после чего занятия организуются директорами образовательного учреждения. Предыдущее правительство Матеуша Моравецкого одно время обсуждало идею обязать учеников посещать уроки религии или этики (по выбору), но решило в итоге этого не делать», – пишет Стремидловский.
Кстати, инициатива Новацкой больших протестов не вызвала. Во многих польских городах школьники и так игнорируют уроки религии. Во Вроцлаве и Варшаве от них отказались 80% учеников средних школ, в Щецине – до 90%. По данным недавнего опроса, проведённого порталом Wirtualna Polska, 55% респондентов вообще высказываются за отказ от уроков религии в государственных школах. Ну а министра образования не удержать: она заявила о желании «пересмотреть конкордат со Святым Престолом». Имеется в виду договор между Папой Римским и польским государством, регулирующий правовое положение церкви в стране и её отношения со Святым Престолом.
Ранее о своём желании пересмотра конкордата многократно говорили польские леволибералы. Так, сопредседатель партии «Новые левые» (ныне вошедшей в правящую коалицию) Влодзимеж Чажастый обнародовал сумму в 8 млрд злотых, которую, в соответствии с конкордатом получает польское католическое духовенство. Чажастый сообщил, что они несколько раз обращались к прежнему премьер-министру Матеушу Моравецкому. «Были парламентские запросы о том, кто и на что даёт эти деньги. Ответа не последовало. Это ненормальная ситуация. Мы, как левые, хотим пересмотреть конкордат. Мы знаем, что он закреплён в конституции. Но это не значит, что его нельзя расторгнуть, что его нельзя перезаключить, что его нельзя сформулировать по-другому», – требовал Чажастый. У этого требования оказалось много сторонников.
Когда-то очень давно, в коммунистические времена церковь являлась «точкой сборки» для всех тех, кто чувствовал внутреннее своё несогласие с тогдашним режимом. «Принадлежность к церкви являлась убежищем. Мы были молчаливым обществом, которое продолжало польскую, а не советскую традицию. Солдаты и милиционеры тайно крестили своих детей. Принадлежность к кругу верующих, молящихся, религиозных была не только вызовом. Это была “польская”, а не “русская” территория. Польская – значит свободная. Церковь равнялась Родине. Вечерний “Отче наш” – это был польский язык, а не язык Сталина», – вспоминает, например, актриса Йоанна Щепковская.
Однако сейчас, спустя несколько десятилетий после окончания коммунистических времён количество польских христиан неуклонно сокращается.
В ходе опросов, проведённых в 2011 году, католиками себя назвали 87,6 % населения Польши. В 2021 году таковых было только 71,3 %. Но даже из этих 71,3 % многих следует признать лишь формальными христианами, ибо богослужения регулярно посещают только 28 % польских католиков (ещё в 2019 году таковых насчитывалось 37 %). Больше всего поляков, считающих себя католиками, живут на востоке государства: в Подкарпатском (82,9%), и Свентокшиском (81,2%) и Люблинском (80,7%) воеводствах. Меньше всего верующих в Западной Померании (64,5%), Нижней Силезии (65,3%) и Померании (67,2%).
Существенный момент – чем моложе очередное поколение поляков, тем меньше среди них католиков. «В то время как у старшего поколения по-прежнему высок уровень приверженности церкви и крепости веры в Бога (88%), у среднего поколения уже отчётливо наблюдается некоторое ослабление веры, в то время как молодое поколение в этом плане уже совершенно иное», – говорится в отчёте «Церковь в Польше 2023», подготовленном аналитиками польского католического информационного агентства KAI в сотрудничестве с Институтом наследия польской национальной мысли. В этом отчёте отмечается, что численность «постоянных приверженцев» церкви и веры за последние два десятилетия сократилась в стране более чем на треть.
Быть католиком становится откровенно не модно. А противники католицизма с огромным удовольствием копаются в его «грязном белье», раз за разом предъявляя всё новые обвинения: от категорического нежелания церкви признать за женщинами право на аборт до секс-скандалов с участием ксендзов.
Так что, когда сейчас нынешняя правящая коалиция намеревается серьёзно «подвинуть» церковь, она опирается на массовые настроения. В связи с этим архиепископ Краковский Марек Ендрашевский изрёк недавно в костёле громовую проповедь, в которой уподобил новые власти Польши коммунистам – и те, и другие, по словам Ендрашевского, избрали своим главным врагом церковь. «Почему возникает произвольное желание ограничить количество часов, отводимых на катехизацию в школе – в течение которых, возвещая истину о Христе, провозглашается вся истина о человеке? Почему таким образом наносятся удары по самим основам европейской культуры? Почему они хотят духовно изувечить следующие поколения польских детей и молодежи, как это уже было сделано во времена Польской Народной Республики?», – громогласно вопросил у паствы Ендрашевский.
Архиепископ Краковский призвал: «Мы должны делать всё, чтобы наша повседневная жизнь была как бы в сиянии Вифлеемской звезды. А это значит, что мы должны защитить себя от всевозможных красных звёзд, известных нам из коммунистического прошлого, а также от современных звёзд, которые хотят втянуть нас в злополучную тьму ненависти, презрения к другому человеку, насилия…». К слову сказать, Марек Ендрашевский, пользующийся в Польше имиджем твердокаменного религиозного фундаменталиста, настоящего «ястреба», вызывает особенную ненависть у приверженцев «европейских ценностей». Остальные церковные иерархи настроены куда менее непримиримо и хотели бы достичь компромисса с властями. Но не факт, что этот компромисс будет.
Правящая коалиция намеревается принять законы, идущие абсолютно вразрез с духом католицизма. Один из множества примеров, наглядно иллюстрирующих то, какие люди пришли к рычагам власти в Польше.
Заместителем министра культуры и национального наследия в правительстве Дональда Туска стала бывший депутат Сейма Йоанна Шеуринг-Вельгус. Она известна тем, что радикально выступает за аборты и вместе со своим мужем сорвала мессу в костёле. В 2020 году в Польше проходили массовые демонстрации в поддержку разрешения абортов. Тогда Шеринг-Вельгус и её супруг заявились в церковь Святого Иакова в Торуни во время богослужения и встали перед молящимися с транспарантами в поддержку операций по прерыванию беременности. За это на них подали в суд; прокурор обвинил депутата в злонамеренном препятствовании совершению акта церковного обряда и оскорблении религиозных чувств. Однако в марте 2023 года районный суд Торуни постановил прекратить дело; придя к выводу, что Шеринг-Вильгус «не проявила злого умысла», «излагая во время службы своё мнение» по поводу абортов.
Нынешние власти желают вновь расширить возможность абортов, почти отменённую в Польше в 2020 году. Также новое польское правительство планирует ввести уголовное наказание за «гомофобию». Заместитель министра юстиции Кшиштоф Шмишек заявил, что пришло время запретить «отвратительные, гомофобные и дискриминационные» высказывания в публичном пространстве. Для понимания: Шмишек – открытый гей, состоящий в однополых отношениях с депутатом Европарламента от Польши Робертом Бедронем, сопредседателем партии «Новые левые». По словам Шмишека, решать, что является «языком ненависти», а что нет, будут «независимые, беспристрастные суды», выносящие решения «на основе закона и на основе жизненного опыта каждого судьи». Заместитель министра также сослался на то, что «такие правила действуют в большинстве стран Евросоюза».
Этот закон впрямую ударит по польским католикам, большинство из которых решительно не согласны со скандальной новацией папы Франциска, разрешившего в прошлом году католическим священникам «благословлять» однополые пары.
А депутат Сейма от коалиционного «Третьего пути» Радослав Любчик недавно ошарашил верующих словами о том, что «воспитание детей гомосексуальными парами намного лучше, чем в браках, заключённых в католической церкви». По его мнению, в католических семьях детей «чаще подвергают пыткам», поэтому, мол, спокойнее было бы отдавать несовершеннолетних сирот на «усыновление» в однополые «семьи». Впрочем, потом Любчик спохватился и уточнил – можно отдавать детей на воспитание и католикам, главное, дескать, чтобы в семьях прививали «правильные ценности». В правящей коалиции уже давно заявили, что готовятся внести на рассмотрение Сейма законопроект об официальном признании однополых «браков». Однако сделать это планируют ближе к президентским выборам 2025 года, поскольку не надеются найти поддержку у нынешнего лидера страны Анджея Дуды, «унаследованного» нынешней правящей коалицией от консерваторов из «Права и Справедливости».
В целом будущее католицизма в Польше выглядит безрадостно – с учётом того, что он всё больше остаётся прибежищем старших поколений. А «вымывание» католической веры ставит под сомнение и саму польскую национальную идентичность.
«Понятное дело, что, например, та же религиозность в меньшей мере волнует молодёжь, но глубокая связь поляков с верой – это часть национальной идеи, которую важно сохранять для будущих поколений. При этом стоит понимать, что разговор идёт не о том, чтобы собрать всех детей и запихнуть их насильно в церковь, нет. Но понимать связь, значение и преемственность – просто необходимо. Правительство Дональда Туска в итоге развернёт Польшу настолько радикально, что шутки про 51-й штат США перестанут быть такими уж смешными. Польскую оппозицию ко власти за ручку привели американцы, они же доведут страну до полного краха национальной идентичности и суверенности», – полагает эксперт полоновед Кристина Исмагилова.
Впрочем, Россия, которая сделала ставку на традиционные ценности, вряд ли может – по крайней мере, пока – воспринимать польских католиков, как своих естественных союзников. Ибо польский католицизм, даже будучи утесняем либеральными идеологами, настроен крайне антироссийски. Польские епископы с февраля позапрошлого года постоянно возносят молитву «за Украину, сопротивляющуюся российской агрессии». Более того, президент Конференции католического епископата в Польше Станислав Годецкий после начала специальной военной операции критиковал Святой престол в Риме за его «прежний и нынешний» подход к России и украинскому конфликту как якобы «очень наивный и утопический». Соответственно, католики в Польше в большинстве своём воспринимают Россию враждебно…
Ещё интересный факт: на осеннем Синоде Польской автокефальной православной церкви (ПАПЦ), который проходил 24 октября в Варшаве под председательством архиепископа Саввы, было принято решение приостановить работу совместной католическо-православной группы. Причиной ссоры стали разногласия польских православных и католиков относительно церковной ситуации на Украине. ПАПЦ как считала, так и считает так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ) организацией неканонической и не признает её рукоположений. На осеннем заседании Синода польские православные епископы выразили «большое непонимание» относительно попыток украинских чиновников поставить Украинскую православную церковь вне закона. Костел же, в свою очередь, с ПЦУ демонстративно заигрывает – чем польские православные крайне недовольны…
Источник: «Столетие»
Заставка: Эта фотография была сделана Eusebius (Guillaume Piolle). Creative Commons Attribution 3.0 .wikimedia