Кругом тлен. Он попал в город мертвых и увидел, как красиво горят тела

147

Мария Косарева, Лента.ру

Индийский Варанаси называют «городом мертвых»: именно там происходит бесконечный процесс сжигания умерших индийцев. Гхаты Ганги (место спуска к реке) используются и для массовых сеансов помывки, и для ритуальных проводов усопших в другой мир. Фотограф Сергей Строителев — один из немногих журналистов, которому удалось не просто посмотреть на массовые сожжения издалека, а побывать в толпе индийцев и стать свидетелем полного цикла проводов. Специально для «Ленты.ру» Строителев рассказал об опасном путешествии и поделился эксклюзивными снимками (см. на сайте).

По приезде в Варанаси в комнате отеля я сразу почувствовал запах гари — набережная Маникарника была совсем рядом. Это древнейший индийский крематорий, один из 84 варанасийских гхатов, — место, где, по преданиям, Вселенная сгорит в конце времен. Я давно мечтал снять священную кремацию, меня привлекала духовность, многогранность и сложность процесса, древние традиции и легенды, лежащие в основе ритуала кремации, и Маникарника стало идеальным местом.

Ранним утром по пути на набережную я продрался сквозь толпу местных, окутанных запахом марихуаны, быков, перепрыгнул не одну кучу навоза и почувствовал жар костров. В воздухе висел запах горящих тел и ароматических масел.

Я стоял и смотрел на этот праздник смерти, и он просто зачаровывал меня.

Как только я попытался достать камеру, толпа из касты неприкасаемых окружила меня, начала кричать и попыталась выхватить аппарат. Бумажка в бюрократическую полицию не сработала, поэтому мне пришлось договариваться с местными авторитетами, которые «держали» крематорий. На получение разрешения ушло несколько дней, мне пришлось не раз поговорить с толстобрюхим боссом, разъясняя свой интерес. Краснозубый от жевательного табака мужчина Кумар, которого приставили мне помогать, встречал меня каждое утро и пристально наблюдал за моей работой.

Следующие дни я снимал без проблем. Родственникам усопших было абсолютно неважно, что рядом с ними был человек с камерой. В момент ритуала они впадали в какое-то особое состояние и не замечали ничего вокруг. Безусловно, это горе, но также и радость за освобождение души умершего близкого. Это невероятный парадокс.

У гхата Маникарники (выход к воде на берегу священной Ганги), главного индийского крематория, одновременно сжигают 6-7 тел. Родственник усопшего оплакивает его на ступенях гхата. На прощание есть время — на гхате всегда очередь.

Домы (каста неприкасаемых, заведующая процессами кремации) готовят труп к сожжению. Домы несут древесину к кострам. Перед гхатом работают несколько точек по продаже древесины, где родственники усопшего могут купить необходимое количество для ритуала. Самые дорогие и почитаемые дрова из сандалового дерева.

Бедных усопших, у родственников которых не хватает средств на дрова, предают огню в электрокрематории. Однако последний не пользуется спросом у людей — огонь должен быть живым.

Родственники усопшего несут тело к воде священной Ганги, чтобы произвести омовение усопшего перед сожжением. В ритуале принимают участие все члены семьи. Домы разжигают костер. После омовения тела усопшего родственники «поят» тело водой. Каждый член семьи делает это по пять раз по числу стихий — огонь, вода, земля, пространство и воздух. Огонь на гхате. Гхат принимает усопших круглосуточно, но к вечеру число кремаций значительно снижается. По преданию, после смерти из человека уходит огонь — жизненно важный элемент, и кремация тела осуществляется для восполнения огня.

Вся семья усопшего также совершает омовение. Один из мужчин — родственников усопшего, должен побриться наголо и облачиться в белое. Если умер отец, это должен сделать старший сын, если мать — младший.

Тело усопшего покрывают ароматическими маслами, заворачивают в саван из белого шелка и накрывают нарядным покрывалом. Тело несут к водам Ганги на носилках из семи бамбуковых поперечин — по количеству чакр.

На гхате не протолкнуться круглые сутки. Домы, родственники, зеваки толпятся на 200 квадратных метрах в дыме и гари. В ритуале принимают участие одновременно до 500 человек. Маникарника — место создания и разрушения мира, где, по легенде, Вселенная сгорит в конце времен.

Сжигать позволено не все тела. Тела беременных женщин, прокаженных, детей до 13 лет и тела садху (святых) не сжигают, а топят в Ганге с помощью камней. Тела же укушенных коброй отправляют в плаванье по Ганге и верят, что после укуса кобры человек не умирает, а впадает в кому. Тело усопшего будет гореть около двух часов. Тела сжигают не до конца — мужчину до ребра, женщину — до бедра. Эти останки родственники должны торжественно предать Ганге в конце церемонии.

На теле усопшего всегда есть дорогие украшения, которые запрещено снимать перед или после кремации. Домы, работающие на гхате, просеивают воду в надежде найти эти украшения и продать. Родственники сообщают домам, если на теле усопшего были украшения, чтобы облегчить труд.

Храм агхори на Маникарнике. Агхори — последователи религиозной секты, которую в Индии клеймят за противоречивые ритуалы. По преданию, они ели останки усопших после кремации. Сейчас этого не происходит, но пепел кремированных они до сих пор используют для молитв и ритуалов. Вход и съемки на гхате запрещены, журналистам нужно либо обратиться в полицию за разрешением, либо договариваться с местной мафией. Туристы обычно наблюдают за кремациями с лодок.

После десятков кремаций поверхность священной Ганги около гхата напоминает свалку.

Концом ритуала является лопнувший череп — символ освобождения. Если в процессе сожжения этого не происходит, то один из родственников обязан расколоть череп кремируемого, чтобы освободить его душу.

Заставка: Варанаси, Индия, Гаты, Церемония кремации в progress. В шиваизме созидание и разрушение являются частями единого целого. Бледно-голубой дым поднимается в воздух от этого священного места, где те, кому посчастливилось умереть в городе Варанаси или перевезти туда свои тела для сожжения на берегах Ганга, проходят свои последние обряды. Ганг, Варанаси, Индия. Фото Вячеслав Аргенберг Creative Commons Attribution 4.0 .wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: