Первый русский телеканал Царьград продолжает цикл статей о жизни и духовных подвигах генералиссимуса Александра Суворова. Сегодня мы расскажем о его праведной и благочестивой жизни в соответствии с критериями канонизации Русской Православной Церкви, а также постараемся дать ответ на кажущиеся противоречия, имеющие место в данном вопросе.
Так что же такое “праведность”?
Для начала напомним, что в Русской Православной Церкви продолжается обработка материалов, подготовленных для Синодальной комиссии по канонизации святых по вопросу о прославлении генералиссимуса Александра Суворова в лике праведных воинов. Но прежде чем рассуждать о праведности как таковой, и тем более о праведности Александра Суворова, стоит понять, что же вообще означают “праведность” и “благочестие” – понятия, тесно связанные друг с другом.
Так, согласно апостолу Павлу, “праведник” – это тот, кто не стыдится благовествовать Христа, кто не стыдится правды, живёт верою и подтверждает это своими делами. В толковом словаре Д.Ушакова слово “праведный” означает “благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности, морали, проникнутый идеалу нравственной чистоты и справедливости”. Согласно же словарю В.Даля, “праведный” означает “беспорочный, свободный от всякого порока, преступления, дурных свойств, чистый, нравственный”.
При этом, согласно энциклопедии “Азбука Веры”, “праведные – это христиане высокой духовной жизни”, а “благочестие” – это образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей и истинном богопочитании”. Завершая парад определений, приведём на основе этого же словаря последнее, которое нам поможет разобраться, был ли Суворов подвижником веры:
Подвижник – человек, постоянно исполняющий те или иные аскетические действия, подвизающийся (т.е. берущий на себя подвиг борьбы) против той или иной страсти с целью приобретения противоположной ей добродетели. Корень этого слова – “подвиг”, что в первоначальном значении имеет смысл целенаправленного усилия, стремления к достижению цели.
Таким образом, суммируя, можно сказать, что праведность и благочестие в христианстве – это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее христианским заповедям. Сам благочестивый праведник – это человек, живущий Божией верой и правдой, следующий путём Христа по причине богопочитания и искренней любви к Богу, благоговейно признающий божественные истины и подтверждающий свою веру делами.
Но почему же противники канонизации Александра Суворова отказывают ему в праведности? Приведём возражения, наиболее часто выдвигаемые скептиками, а также малую толику свидетельств о праведной и благочестивой жизни нашего великого полководца. Пусть читатель сам найдёт в них ответ на эти возражения. Итак, основных возражений – три:
За истекшие годы не наблюдается почитания Суворова как подвижника благочестия.
Святые воины прославляемы как мученики, страстотерпцы или подвижники веры, а не на основании своих военных заслуг.
Религиозность Суворова не может быть примером выдающегося церковного благочестия.
“В нём сияла христиански высокая, праведная, смиренная душа”
Оценить праведность жизни Александра Суворова сегодня можно только на основе описания его жизни и поступков, воспоминаний его современников и свидетельств достойных людей нашего времени. Главный свидетель праведности жизни Суворова – русский народ, от мирян до священноначалия, от русских монархов до духовных почитателей Суворова наших дней. Выборочно приведём наиболее характерные свидетельства, подтверждающие праведность и благочестие жизни Александра Васильевича Суворова из уст его современников и священства.
В 1900 году, спустя 100 лет со дня смерти Суворова, по Высочайшему повелению Государя Императора Николая II было решено перенести построенную Александром Суворовым в своём имении деревянную церковь и установить её в Санкт-Петербурге, на территории Николаевской академии Генерального штаба, как “памятихранилище” – священный памятник, посвящённый Суворову.
Вот что сказал об этом настоятель Суворовской церкви в селе Кончанском священник Лев Матвеев 15 марта 1900 года:
Истинно, не так бы славен был Суворов, если бы не сияла в нём христиански высокая, праведная, смиренная душа. А что такова была она, свидетельствует даже надпись при входе в сей храм: “Аз же милостью Твоею вниду в Дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоем, Господи.
После переноса храма в Санкт-Петербург своё слово на освящении Суворовской церкви на Преображенском плацу сказал протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский, пространное слово которого (как и следующие свидетельства праведности полководца) стоит процитировать максимально широко:
В стенах этого скромного храма назад тому сто лет молился великий Суворов. Под сень сего молитвенного дома сам он, колокольным звоном, созывал окрестных жителей; здесь в стенах этих он читал и пел на службах Божиих. Здесь до сего дня сохранилось много священных предметов, которые безмолвно, но красноречиво вещают, что великий полководец Суворов – вместе с тем был и великий христианин… Сей скромный храм, из глуши и запустения перевезённый в многолюдный град столичный и помещённый близ разсадника высшего военного просвещения, являет нам его как доблестного воина Царя Небесного…
Великий Суворов глубоко понимал, какая могучая, несокрушимая сила кроется в религии: Церковь для него была мать – и питающая, и вразумляющая, и утешающая; в минуты жизни трудной (и у него они были) в церкви искал он поддержки и укрепления, искал – и находил. Молитву домашнюю и церковную, праздники и уставы Божии ставил он выше всего, и верным сыном церкви был – и в деревне, и в столице, и в мирное, и в бранное время… Суворов и словом, и делом воспитывал в войсках любовь к Богу, Царю и Отечеству, и воины его были “чудо-богатыри”.
“На первом месте в его мысли и чувствах были Бог и святая вера”
И уже 5 мая 1900 года Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, первенствующий член Святейшего Синода, стоя у могилы Суворова, произнёс следующие слова:
И в мирное время, и на войне, и во всех обстоятельствах его жизни на первом месте в его мысли и чувствах были Бог и святая вера. Его обыкновенными поговорками были: “Помилуй Бог! С нами Бог!” Истинному герою, по его словам, “нужно любить веру”. Перед штурмом Измаила он дал такой приказ по войскам: “Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра – победа или смерть”. Во время перехода через Альпы ему, усталому, изнемождённому, гостеприимные католические монахи предложили завтрак. “Нет”, – сказал Суворов, надо прежде Богу помолиться; отслужите нам молебен, а затем и в трапезу”. Итак, впереди всего у него всегда были Бог, молитва и вера.
Но во всей красоте сказались великие качества его души в завещательных строках потомству его автобиографии: “Всякое дело начинать с благословением Божиим, до издыхания быть верным Государю и Отечеству, избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель”. Здесь сказался весь Суворов, и здесь скрывалась тайна его великого, всепобеждающего мужества.
А всего неделю спустя, 12 мая 1900 года тот же владыка Антоний, поминая Суворова, произнёс:
Геройская богатырская работа великого Суворова вырастала на основе этих наших русских начал. На них же воспитывал он и своих соработников – чудо-богатырей российского воинства. “Стой за дом Пресвятой Богородицы, стой за батюшку Царя”, – учил он солдата. Помолимся же все здесь у этой могилы усердно, да будет от Господа и от людей лежащему здесь Суворову, самоотверженному великому герою святой русской земли, не постыдно всю жизнь подвизавшемуся во славу Церкви-матери, Царя православного и Родины святой, вечная слава и вечная память. Аминь.
Зададимся вопросом: много ли подобных примеров хранит история Русской Церкви, когда в честь какого-либо мирянина, пусть даже самого высокопоставленного, из сельской глуши перенесли целый храм, построенный его руками, а затем освятили? Не является ли один только этот случай свидетельством того, что речь идёт именно о великом подвижнике Русской Церкви, а приведённые здесь слова, прозвучавшие более ста лет назад из уст священства, – живым свидетельством благочестивой, праведной и подвижнической жизни Суворова?
“Русскому человеку дорого имя Суворова”
Но дополним их и более поздними свидетельствами. Итак, слово великого духовного писателя XX века митрополита Вениамина Федченкова (1880–1961):
Русскому человеку дорого имя А.В. Суворова. Это был человек необычайной личной святости. Подвижник Православия… пред взятием Измаильской крепости он отдаёт приказ: “День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять”. И взяли. Да и как не взять, если люди молились да постились?! Геройство русского солдата от этих двух дней утроилось!
Своё отношение к Александру Суворову в 2004 году выразил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
Праведный и благородный воин, верный сын Православной Церкви, Суворов был прозван “Русским Архистратигом”. Божественный Промысел усмотрел и возделал в этом “гении войны и мира” благородного человека всепобеждающей веры, человека, преданного идеалам чести и справедливости, человека, искренне любящего своё Отечество…
Внимательно всматриваясь в духовный лик Суворова, всякий обнаружит в нём необыкновенную цельность души – плод суровой самодисциплины и молитвенного подвига. Свою жизнь и своё воинское призвание он воспринимал исключительно как служение Господу, Святой Церкви и народу России. В образе великого русского полководца находит своё воплощение живое русское благочестие, живая вера, не оторванная от реальной жизни…
Чрезвычайно деятельный человек, но одновременно и всегдашний горячий молитвенник, он считал жизненной необходимостью перед началом любого похода посетить храм Божий и преклонить колена перед подателем Победы. За несколько дней до смерти Суворов запишет в своём дневнике: “Я уповал на Бога и был непоколебим”. Вот секрет суворовской “науки побеждать”!
Наш современник, руководитель фонда “Герои Отечества” Герой Советского Союза, воин-афганец, а ныне православный инок Киприан (Бурков) по благословению священноначалия Русской Православной Церкви занимается духовной помощью нашим военнослужащим, оказавшимся в госпиталях после ранений в СВО. Приведём его проникновенные слова о праведном генералиссимусе, сказанные совсем недавно, в феврале 2023 года:
Поддержать идею с канонизацией генералиссимуса Александра Васильевича Суворова необходимо, поскольку он был глубоко верующим человеком, и его вера проявлялась как в мирной жизни, так и в сражениях. “Мы русские, с нами Бог!” – восклицал Суворов. Александр Васильевич никогда не начинал сражения без молебна. Он был настолько верующим человеком, что этой верой заражал всех воинов. Моё личное мнение – конечно, Александр Васильевич Суворов заслуживает канонизации.
“Ему быть ангелом!”
Добавим краткие слова о Суворове, произнесённые из уст Всероссийских Императоров, каждый из которых до 1917 года возглавлял Русскую Церковь. Так, Император Павел I говорил в 1799 году, ещё при жизни полководца:
Для других это много, для Суворова мало. Ему быть ангелом!
А столетие спустя, в 1899 году Святой Император-страстотерпец Николай II, говоря о создании Суворовского мемориала в Санкт-Петербурге, сказал следующее:
Памятников в России много, а вот Храмов Памяти – нет ни одного.
По сути, эти слова были пророческими, поскольку подразумевали возможность установления храмов в честь самого Александра Суворова.
Ну, и в завершение нашего очередного материала – характерные высказывания о Суворове его инославных современников. Генерал В.Х. Дерфельден, соратник Суворова:
Каждое слово этого непонятного чудака чтится как Евангелие.
И, наконец, лорд Байрон, который посвящал нашему великому полководцу свои стихи и говорил:
Суворов был необъяснимым чудом.
Что с того?
Конечно, это лишь малая толика подобных высказываний и свидетельств. Да, они пока не отвечают на все вопросы противников канонизации. А потому в следующих частях нашего “суворовского цикла” мы приведём ряд конкретных примеров, в полноте раскрывающих духовную деятельность Суворова как миссионера и благочестивого подвижника веры.
Заставка: Гравированный портрет генералиссимуса Суворова, выполненный в 1870 году, на котором победа при Рымнике символически изображена в центре гравюры. Шарлемань А. wikimedia