Звуки природы – признанное средство для успокоения и концентрации человека. Для некоторых это ещё и позитивный фон для времяпровождения и даже работы: шум бегущей воды, пение птиц, шелест листвы в лесу не только расслабляют перегруженные органы чувств, но и помогают сконцентрироваться на самом важном. Подобные музыкальные проекты существуют издавна, а сейчас они создаются ещё с целью привлечь внимание к сохранению уникальной природы. Так, посетители Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ могут услышать шум прибоя на острове Ольхон или треск байкальского льда…
На экспозиционном стенде Иркутской области начала работать интерактивная звуковая панель, на которой установлено несколько наушников в виде байкальских камушков. Они транслируют разные звуки живой природы Байкала. Каждый файл — не меньше 20 минут, что позволяет полностью погрузиться в мир волшебного звучания.
Звуки для интерактивной экспозиции предоставил известный иркутский композитор, музыкант-мультиинструменталист Евгений Маслобоев. Он глубоко интересуется музыкальными экспериментами и записывает звуки живой природы на протяжении многих лет; работы создает в технике Пьера Шеффера «Бриколаж». Фактически получается музыка, сочиненная им из натуральных, естественных звуков. В копилке его произведений есть композиция «Старые баржи на Байкале в шторм», «Пение ветра и льда», а также – треск льда на озере весной, ветер в байкальской траве. Кроме того, записаны мелодии байкальских прибоев, в том числе прибой при луне, днём, а ещё и в туман. И даже есть композиция «медвежьи сны», ради которых музыкант практически рискнул жизнью, сообщает издание Recycle.
Ещё одно уникальное произведение — пение байкальских рыб. Есть мнение, что рыбы не издают звуков, однако Маслобоев уверен, что это заблуждение: «На самом деле, рыбы — те еще говоруньи и певцы. Но каждый вид имеет свои песни для различных целей. Например, сельдь запрограммирована: если популяция большая, а корма мало, то исполняются так называемые «песни смерти», призывающие хищников. Так они выбраковывают больных и нерасторопных». Композитор рассказал, что устроил четыре водные охоты за пением рыб, а потом была долгая работа в студии — переведение в человеческий диапазон слуха того, что удалось поймать. «Голомянка — щебетунья. Омуль — молчун и немного туповат. А вообще Байкал молчаливое озеро. В глубине что-то гудит и ворочается, стоит гул и кряхтение», — прокомментировал Евгений Маслобоев.
Заставка: © Сергей Пестерев / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0