Юбилей правительства Мишустина

211

Хазин: Точно не скажешь (от какого дня считать), но, в общем, его работу нужно отсчитывать с начала 2020 года. 4 года прошло. 
 
Что можно сказать о его работе? На самом деле, много чего сделано и много чего удалось добиться, но я бы отметил три (точнее, три с половиной) главных обстоятельства. Ещё раз повторю, это моя личная оценка. Но давайте их по очереди.
 
Первое, ковидный карантин. Да, к нему очень много претензий, прежде всего, прививочных. Ну и многие губернаторы много чего накрутили. Но если говорить об управляемости ситуации в целом (включая разработку первой в мире эффективной вакцины), то она была на высоте. Достаточно сравнить с другими странами мира. А от конкретных ошибок в ситуации крайне сложной никто не застрахован. В общем, особенно, с учётом того, сколько времени было у правительство на «боевую слаженность», результат получился очень хороший.
 
Второе обстоятельство состоит в том, что удалось удержать экономику и вообще страну в ситуации начала Специальной военной операции. А общее состояние дел было остро критическое. Можно много иронизировать над западными специалистами, которые недопоняли, что происходит в России вообще и её экономике в частности, но они реально специалисты и оценивали картину вполне адекватно. Но — действия правительства Мишустина оказались не просто удачными, оно сумело опровергнуть замыслы наших противников. 
 
Отметим, что детали мы не очень знаем. Кое-что было мало публично, что-то вообще закрыто для публики. Но результат точно достигнут, это не только наши друзья признали, это признали наши враги. Они, кстати, так до сих пор до конца и не поняли, как нам удалось вывернуться, но с точки зрения юбилея правительства нужно просто признать — то, что сделано, сделано именно командой Мишустина.
 
Третье обстоятельство. Напомню, что когда Мишустин стал главой правительства, мы уже 9 лет находились в состоянии непрерывного спада. Падала и экономика, и доходы граждан. И вот, к концу 2023 года в стране начался экономический рост. Произошло это за счёт действий правительства в бюджетной сфере и к началу 2023 года этот рост стал виден невооружённым глазом. 
 
Ещё раз повторю, 10 лет был спад. Ну, хорошо, 2020-21 гг. можно вычеркнуть, ковидный кризис нанёс очень серьёзный удар по экономике. Но вот дальше начался реальный рост. И это, я считаю, выдающееся достижение.   
 
Но только хвалить я считаю не совсем правильным. Есть две крайне серьёзные проблемы, с которыми правительство не справилось. Правда, они не полностью находятся под его контролем. 
 
Первое: рост остановился. Запад осознал свои ошибки и разработал трёхходовку: девальвация рубля – рост цен – повышение ставки. С девальвацией ничего нельзя было сделать, это прерогатива денежных властей. А вот со ставкой можно было попытаться. Если бы министры и вице-премьерами, эксперты государственных институтов и их сотрудники и так далее, сказали бы, что от повышение ставки инфляция издержек, связанная с девальвацией, не изменится, возможно, эту серьезную ошибку удалось бы предотвратить!
 
А вторая ошибка состоит в том, что так и не удалось запустить частные инвестиции в импортозамещение. Да, бюджетные инвестиции дали экономический рост (который денежные власти к концу года остановили), но масштаб потребления импорта со стороны граждан вырос! И это, к сожалению, явная недоработка.
 
Ну и в заключение отметим, что правительство решило крайне серьёзные задачи, в связи с чем можно только пожелать ему продолжить работу, в том числе по решению упомянутых выше задач. 

***

Явный успех правительства Мишустина в части запуска экономического роста требует некоторых объяснений экономического характера. Почему это не получалось в предыдущие годы, что такого сделал собственно Мишустин? 
 
Для начала нужно напомнить, что требования «Вашингтонского консенсуса» к России, которые действуют до сих пор, состоят в двух основных базовых принципах: запрет на ограничения оттока капитала и недопущение внутренних источников развития. С первым всё более или менее понятно (либералы активно борются с любыми попытками ввести подобные ограничения), а вот второй привел к интересным последствиям. 
 
Совкупная денежная масса (агрегат М2) в нашей стране составляет от 40 до 50% от ВВП, что примерно в 2-2.5 раз меньше нормы в нормальной экономике. Это связано с тем, что политика денежных властей (Центробанка, в основном) делает невыгодными частные инвестиции. В результате банки и другие финансовые институты не мультиплицируют денежные сбережения граждан, а спекулируют ими на валютном и других финансовых рынках (что экономический рост не создаёт).
 
При этом профицит бюджета (экспортный доход), связанный с экспортом, не вкладывается в экономику, а либо сразу остаётся на иностранных счетах экспортёров, либо тратится на закупку импорта. Даже в условиях последних лет, на фоне падения уровня жизни населения и явных станционных ограничений, доля импорта в потреблении граждан растёт.
 
Почему нет импортозамещения? А потому, что для того, чтобы запустить импортозамещающее производство, нужно вложить в него деньги (инвестиции). А они у нас такие дорогие, что это страшно невыгодно, продавать импорт куда выгоднее, не говоря уже о спекуляциях. Как следствие, инвестиционная составляющая в денежной массе практически отсутствует. 
 
Что сделал Мишустин? Он резко увеличил инвестиционную составляющую бюджета. Да, в основном эти деньги пошли на оборонку, но оборонка-то не в пустом пространстве живёт. И, как следствие, поставщики и обслуживающие компании начали получать живительные финансовые потоки. Дополнительным фактором стали санкции: до того, крупные экспортёры, которые «жили» в западной финансовой системе («независимые» западные директора наших компаний запрещали давать крупные заказы российским компаниям), резко увеличили объём заказов российским производителям.
 
Получился и ещё один интересный эффект. Я не знаю, понимал ли его Мишустин, но результат получился феерический. Дело в том, что в условиях денежного голода все посредники поднимают свою маржу (клиентов мало, а прибыль получать надо). Как следствие, растёт инфляция. Мы это хорошо видели на примере 90-х, когда рестрикционная политика (жёсткое сокращение денежной массы) Гайдара привела к колоссальному росту инфляции. Поскольку нормальных денег не было, все использовали денежные суррогаты, соответственно резко росли транзакционные издержки. 
 
Быстрый рост бюджетных инвестиций привёл к обратному эффекту: в начале 2023 года инфляция упала чуть ли не до нуля. Это, разумеется, противоречит базовым правилам либеральной экономической теории, но  реальной экономике на либеральную теорию наплевать. Именно поэтому денежным властям нужно было девальвировать рубль — без этого политика Мишустина обеспечивала снижение инфляции. 
 
В заключение этой колонки напомним, что после повышения ставки экономический рост закончился (ну, или значительно приостановился, точно выяснить сложно). Но опыт команды Мишустина никуда не делся и это значит, что если ограничить активность либеральной группы, контролирующей денежные власти России, то экономический рост может начаться снова, а инфляция будет падать.      
 
И я желаю команде Мишустина продолжение успешной работы в части обеспечения роста российской экономики!

Хазин

Заставка: government.ru, CC BY 4.0,  wikipedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: