Светлана Цикулина, Октагон
В 2024 году российскую систему образования вновь ожидают многочисленные реформы. В школы придёт искусственный интеллект, а процесс цифровизации ускорится. Всех младшеклассников и учеников средней школы заставят работать руками на классических уроках труда. Нововведения в вузах и колледжах в первую очередь будут связаны с борьбой с дефицитом кадров на рынке труда и формированием технологического суверенитета страны. В рамках этих задач система целевого обучения будет модернизирована, а срок обучения по ряду специальностей увеличен.
Искусственный интеллект подобрался к школам
В конце 2023 года в закон «Об образовании» был внесён ряд поправок. Много шума наделал законодательный запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Родители до сих пор не поняли, как будет осуществляться контроль за соблюдением новых правил: в законе не прописаны его механизм и наказание за нарушение. Предполагается, что порядок действий в таких ситуациях школы должны указывать в собственных положениях, комментирует «Октагону» учитель начальных классов Ольга Смирнова.
– На деле педагоги по-прежнему будут предупреждать, что использовать телефон на уроках нельзя, – объясняет собеседница. – Собирать мобильники перед занятиями никто не хочет – ряд учителей из-за этого уже попадал в неприятные ситуации на экзаменах. У моей коллеги был случай, когда у одиннадцатиклассницы пропал один из наушников, сданных на хранение во время ЕГЭ. Пришлось компенсировать его стоимость за свой счёт. Ежедневно отвечать за сохранность 30 смартфонов никто не собирается, а убедить родителей давать в школу ребёнку кнопочный телефон невозможно.
Ещё одним нововведением, весьма чувствительным для учебных заведений, стала поправка к законодательству о возобновлении с 1 сентября 2024 года в учебных заведениях классических уроков труда со столярным делом для мальчиков и шитьём и кулинарией для девочек. Они должны стать обязательными не только для средней, но и для начальной школы.
Сложность заключается в том, что во многих школах, особенно в новых, нет приспособленных для таких занятий кабинетов. Вместо уроков труда дети занимались робототехникой или программированием – многие родители не хотят, чтобы эти дисциплины исчезли из программы.
– Родители учеников начальной школы скорее поддерживают возвращение уроков труда, а для более старших школьников взрослые могут счесть такие уроки лишними – программа и без того перегружена, – делится своим мнением учитель информатики Евгений Сомов. – В математических и IT-классах несколько лет вместо технологии преподают различные компьютерные дисциплины. Количество часов на них придётся сокращать ради возвращения уроков труда. Полагаю, что часть школ создаст видимость, что уроки труда вернулись, а во время них будет вести прежние занятия. Второй вариант – вынести программирование или робототехнику в раздел дополнительных занятий, но тогда у детей станет ещё больше уроков. Проблема ещё и в том, что во многих школах нет учителей труда. Найти педагогов в текущей ситуации глобальной нехватки учителей будет не так просто.
Судя по высказываниям чиновников, в новом году цифровизация школьного образования продолжит набирать обороты. В частности, планируется дальнейший перевод всероссийских проверочных работ в компьютерный формат. Время их написания власти намерены сократить с 60–90 до 45 минут, а ВПР по иностранным языкам отменить. С 2024 года начнётся внедрение искусственного интеллекта для проверки домашних заданий вместо учителей. В Московской электронной школе заявлено появление цифрового помощника «Алиса».
– Запланировано, что искусственный интеллект должен будет проверять половину домашних заданий к 2030 году, но этот процесс цифровизаторы явно собираются форсировать, по крайней мере в Москве, – считает бывший школьный учитель, репетитор по математике Андрей Злобин. – Это выльется в увеличение количества цифровых заданий, натаскивание детей на шаблонные решения и ответы, так как любой нестандартный подход или решение задачи будет восприниматься программой как ошибочный. Такой подход неминуемо будет снижать качество обучения.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев анонсировал очередной эксперимент, который пройдёт с начала января по 1 марта в шести пилотных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Вологодская, Московская, Нижегородская и Пензенская области) и коснётся учителей и воспитателей детского сада. Таким образом чиновники намереваются освободить педагогов от заполнения лишних бумаг. По результатам эксперимента к 1 сентября 2024 года будут разработаны и внесены в законодательство поправки, которые установят ответственность за требование от учителей и воспитателей избыточных отчётов и справок.
Сами педагоги сомневаются в том, что подобное решение сможет что-то изменить.
– Уже вводились нормы, которые ограничивают бумажною нагрузку до трёх документов для обычного учителя и пяти для классного руководителя. Но после этого во многих школах с педагогов стали требовать ещё больше отчётностей, преимущественно в цифровом виде, – замечает Ольга Смирнова.
Целевое обучение в вузах и колледжах будет расширяться
В связи с растущим кадровым дефицитом на рынке труда большое внимание в 2024 году будет уделено целевому обучению в вузах и колледжах в интересах конкретных работодателей. На основе прогноза Правительства о наиболее востребованных в регионах и отраслях профессиональных кадрах Минобрнауки совместно с Министерством труда и соцзащиты представит список предприятий, которым нужны сотрудники.
Абитуриенты, желающие обучаться по целевому направлению, смогут выбрать работодателя на единой платформе «Работа в России», а не искать его самостоятельно, как раньше. Сервис будет содержать информацию о требованиях заказчика, мерах поддержки и о том, в каких вузах и на каких специальностях можно пройти обучение. Такую же практику планируют распространить на абитуриентов колледжей и техникумов, в первую очередь это затронет медицинские специальности.
Со следующего года заказчиками целевого обучения смогут выступать не только государственные организации, но и участники проектов «Сколково», военного инновационного технополиса «Эра», резиденты особых экономических зон, территорий опережающего развития и так далее. Также у заказчиков появится право расторгать договоры со студентами-целевиками из-за низкой успеваемости.
– Ситуация с нехваткой кадров в стране ухудшается, в связи с этим количество бюджетных мест для целевиков по ряду направлений будет ежегодно увеличиваться, – полагает эксперт по поступлению в вузы Максим Баринов. – Абитуриенты, поступающие по целевому направлению, смогут заключить договор только с одним заказчиком на конкретную специальность в определённом вузе. Делать выбор абитуриентам нужно осознанно, так как в дальнейшем перевод возможен только на платное отделение. Целевая квота постепенно будет расширяться и на ряде направлений среднего специального образования.
В современной экономической ситуации в связи с необходимостью формирования технологического суверенитета страны по ряду специальностей бакалавриат будет заменён специалитетом, заявляет «Октагону» ректор Российского нового университета Владимир Зернов.
Решение затронет специалистов по информационным системам и новейшим технологиям в разных областях, в том числе оборонной.
В ближайшее время в соответствии с нормативными документами Минобрнауки вузам рекомендовано осуществлять переход на отечественное программное обеспечение.
– В 2024 году наш университет планирует частичный переход на отечественное ПО, – поясняет Владимир Зернов. – Прежде всего это коснётся организации электронного обучения, применения российских разработок видеосвязи, проведения вебинаров, а также электронных библиотек и систем дистанционного обучения. Мы собираемся постепенно перейти на операционные системы на основе отечественных вариантов Linux, на российские офисные пакеты, подписки на платформы взамен Office 365. Для этого необходимо осуществить переустановку ПО, перенос накопленных данных с прежних систем, переобучить сотрудников и преподавателей, внести изменения во многие учебные курсы и программы.
Источник: octagon.media
Заставка: edu.gov.ru