Новый тренд в иконописи

99

Священник Альвиан: Иконописная традиция достигла своего расцвета в XIV веке.
Веку к XVIII-ХIX каноническая иконопись вытеснена академической. Появились все эти ангелы с пышной женской грудью, или пупсики купидончики с детским ожирением.

Потом, в начале ХХ века, мы кажется, стали пытаться осмыслить богословие иконы. Флоренский, Успенский и прочие.
Мы опять стали чтить преподобного Андрея (Рублëва), Дионисия, Феофана Грека и других.

И даже в Советские годы мы видим возрождение канонической иконописи. Во многом, благодаря трудам легендарной монахини Иулиании (Соколовой).

Теперь новая тенденция.

Няшная икона.

Каноническая икона для того, чтобы пред ней предстоять. Молиться. Осознавать святость и величие того, пред кем предстоишь.

Теперь наблюдается новый тренд на няшную икону.
Пастельные тона, анимешные глазки. Детские черты у святых.

Нашему современному потребителю с лавандовым рафом в одноразовом бумажном стаканчике такая кавайная красота очень по душе. Чем-то напоминает мангу. Но я вижу в этом духовную опасность. Утерю чувства величия и благоговения. Бесстрастного молитвенного созерцания.

Преклоняюсь пред архимандритом Лукой (Головковым) и Московской иконописной школой за верность традиции.

О. Лука воспитывает в святоотеческом духе. Философия школы состоит в том, чтобы вложить в иконописца чувство верности традиции. Задача иконописца не соригинальничать и накреативить. Напротив: воспринять традицию от древних иконописцев, сохранить и передать её. Как можно меньше внося своего личного и страстного.

Сложно быть верным традиции, когда есть коммерческий фактор: няшные иконы востребованы. Хочется удивить, заинтересовать клиента.

Хотя, многие иконописцы вполне себе любят и добровольно пишут эту “милоту”, не видя в ней ничего плохого. Да и многим из вас, мои дорогие подписчики такие иконы по нраву.

Чего уж греха таить: эстетически они и мне нравятся. Но смысл иконы не в том, чтобы баловать нас эстетически, а в том, чтобы сподвигать к предстоянию. К молитве и благоговению.

Фото Священник Альвиан

Еще по теме :


Священник Константин Пархоменко
, Азбука веры: Современные иконы. Фото с выставки

Был на выставке современных икон. Есть традиционные иконы, но ведь нужно, наверное, двигаться куда-то дальше, как-то развивать иконописное искусство. Но почему мне так несимпатичны все эти современные иконы? Почему я в них не вижу ничего глубокого? Потому, что я старею и мне хочется побрюзжать, как недавно обличила меня жена? Или я чего-то не понимаю?

Я искренне хочу, чтобы вы подсказали, видится ли что-то по-настоящему подлинное, интересное в этих современных иконах? Мне не видится, но, может быть, вам увидится?

Что за букашки? Икона должна являть лик, в крайнем случае узнаваемое действо. А тут комикс какой-то. Мелкие, как букашки, герои живут насыщенной жизнью.
Слишком пестрая икона. Еще так оформить шкатулку – куда ни шло, но икону?..
Какая-то манерность и наигранная стилизация под древность. Эта и три следующие иконы наиболее интересны, но, по-моему, автор заигрался.
Попросту злая икона.

В середине – икона св. благоверного князя Александра Невского. Автор, по-видимому, решил стилизоваться под древнерусские фрески, они тоже были приглушенных тонов. Но фрески такими делали специально, чтобы они не оттягивали на себя внимание от икон, горящих золотом, от алтаря, с его священнодействием. Тут – убогая, серая, мрачная подделка.

Просто некрасиво…
Зачем так вытягивать Лик Христов?..
Зачем делать такие узкие доски?.. Зачем карикатурно уродовать Евангельских персонажей?
Деисусный чин. По-моему, тут без комментариев.
Икона, сделанная по типу современных рекламных щитов. С одной стороны открывается Лик Христа, с другой стороны – Лик Богородицы.
Не нравится.
Ненужные игры в абстракционизм.

Фото по тексту azbyka.ru

Заставка: Фото Священник Альвиан

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: