Спросите у ребёнка: будет он ходить в школу, если его не заставлять? К сожалению, многие дети думают, что уроки нужны директору, завучу, родителям и педагогам, а не им самим. Потому что школа не увлекает их и не занимает. Дотянул до выпускного, сдал ЕГЭ — считай, отмучился.
В Китае мы увидели другую картину. Посетили с делегацией Госдумы передовую пекинскую школу Шицзя, где стараются максимально раскрыть талант каждого ребёнка. Для этого здесь есть всё: кружки робототехники и хореографии, музыка и спорт. Дети находятся в школе с утра до позднего вечера, потому что все кружки и секции собраны в одном месте. Больше четверти уроков — не за партой, в экспериментах, движении, творчестве.
Двойка по математике – не повод записывать ребёнка в отстающие или насильно делать из него Пифагора. Не лежит душа к точным наукам — можно попробовать гуманитарные, записаться на футбол или акробатику. В раннем возрасте это особенно важно. Ребёнок должен попробовать максимум активностей и выбрать что-то по душе.
В Китае исторически сложилось огромное уважение к профессии учителя и наставника. Зарплата педагога вдвое выше средней по стране. Дети чётко знают: если внимательно слушаешь учителя, станешь успешным. Школа даёт им цельную картину мира и готовит к выходу во взрослую жизнь.
Такие школы есть и в России. Но пока это единичные примеры, чаще всего — за частные деньги. Чтобы таких школ стало больше, нужно объединить усилия бизнеса и государства и подвести под это законодательную базу. Над этим мы уже работаем. И опыт пекинских коллег здесь точно пригодится.
✅ Нечаев
Заставка: 22 ноября Вячеслав Володин и председатели профильных комитетов посетили школу «Шицзя» в Пекине Государственная Дума