Сбер хотя и не вошел в реестр участников эксперимента по исламскому банкингу, все-таки вынужден был начать предлагать дебетовые карточки и накопительные счета по исламским законам. При этом из 7,5 миллионов потенциальных клиентов исламского банкинга 4,7 миллионов уже пользуются услугами Сбера.
Сбербанк сообщил, что начал предлагать банковские продукты, отвечающие нормам ислама, не только на территории мусульманских республик, где пройдет эксперимент, но и в Москве, сообщает портал « Новости Москвы». Всего сберовские дебетовые карты и накопительные счета будут доступны в 9 российских регионах.
Появление Москвы в списке регионов, где предлагается исламский банкинг, а также расширение до 9 регионов достаточно неожиданное. До этого было известно, что новые банковские продукты появятся в Татарстане, Чечне, Дагестане и Башкирии. Однако Сбер не входит в реестр участников эксперимента. Получается, что Сбербанк проводит свой собственный тест.
Инициатор исламского банкинга — республика Татарстан — активно продвигала идею внедрения норм шариата в банковское дело. В республике не скрывают, что столкнулись с противодействием со стороны ЦБ — там от идеи исламского банкинга от счастья никто не умирает. Это и понятно.
Мало объявить, что теперь деньги, полученные на халяльные счета, будут по всей цепочке использоваться, как требует ислам —без процентов и оплаты тех видов деятельности, которые ислам не приветствует — продажа алкоголя, оружия и прочее — или финансирования бондов, нужно еще выстроить эту систему. В реальности это выглядит так, что 100 рублей «чистых» исламских денег заходят на коррсчета ЦБ и смешиваются с «нехорошими», обычными платежами. Источники «Форбса» в ЦБ указывают на то, что такая схема требует специального шариатского аудита, которого у Центробанка сейчас нет, и который вряд ли возникнет за два года, отведенные на эксперимент.
А предложение Сбера в этой связи выглядит и вовсе как конфета «Барбарис» — обертка зеленая, а конфета красная.
Эксперты также говорят, что как ни старайся, на этот вид будет приходиться не более 5% банковского бизнеса. В интервью «Коммерсанту» представитель Сбера Олег Ганеев говорил о том, сколько банк заработал за предыдущий период на исламских клиентах. Сумма оказалась весьма скромной — 20 миллиардов рублей. И то эти деньги пришли от экспортных сделок с зарубежными странами. На одних процентах по вкладам, «нехорошей», с точки зрения ислама, деятельности, Сбер на сентябрь получил 65 миллиардов рублей.
Так ради чего шум?
Дело, конечно, в геополитике. Сбер, как самый большой российский банк, выполняет не только финансовые, но и политические функции. Старший вице-президент Сбербанка Олег Ганеев обозначил задачу политического руководства страны так:
«И на нас, конечно, с интересом смотрят, мы даже, наверное, говорим не о повороте на Восток — это поворот на большой Юг. А там очень много партнеров, у которых есть деньги, и они ищут сферы их приложения. Тут речь идет об активах, которые можно было бы упаковывать в специализированные облигации, получать гарантированные доходы.»
Как говорят в Сбере, будущих партнеров не смущает тот факт, что Сбер находится под санкциями. Другими словами, банк получил политическое прикрытие, и его продвижением на глобальном Юге занимается государство. И 2,8 миллиона россиян, которые пока не стали клиентами Сбера, но могут ими стать, если им предложить дебетовые карточки без процентов, небольшая плата.
Ранее по теме: Принят закон об исламском банкинге
Заставка: pixabay