Относительно состояния дел в среднем образовании

299

ФОКУС ГРУППЫ. НЕЗЫГАРЬ.

По заказу НЕЗЫГАРЯ 14-15 сентября была проведена серия диагностических фокус-групп в крупных городах и мегаполисах ПФО и ЦФО.

Мнение респондентов относительно состояния дел в среднем образовании разделились.
Относительное большинство критически настроено к состоянию дел в школе: самая распространённая претензия – низкое качество образования. Причём, претензии предъявляются не только к регулярно критикуемому гуманитарному блоку, но и к преподаванию математических и технических дисциплин, что ранее не фиксировалось. Родители жалуются на то, что вынуждены оплачивать репетиторов, т.к. знаний даваемых в школе не хватает для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ.

Единый госэкзамен и Основной госэкзамен критикуются только незначительной частью респондентов. Критика носит не содержательный, а организационный характер (стресс и запугивание детей, избыточные проверки и давление во время экзамена и т.д.).

Среди других претензий респондентов к среднему образованию: неспособность школы давать навыки полезные в современном мире (отсутствие практической ориентированности), излишняя идеологизация, низкие заработные платы учителей, недостаточное внимание школы к творческим предметам.

Следует отметить, что негативно оценивают систему школьного образования преимущественно пенсионеры и лица среднего возраста. У части из них фиксируется некоторая ностальгия по советской системе образования, но никто не смог чётко сформулировать, в чём было её преимущество (давались размытые ответы о лучшем качестве знаний и эффективном воспитательном процессе).

Симптоматично, что у молодого поколения, относительно недавно закончившего школу, суждения прямо противоположные. Большинство из молодых людей считает качество образования в школе хорошим, учителей достаточно квалифицированными, серьёзных претензий к ЕГЭ и ОГЭ не имеет. Кроме того, значительная часть респондентов (около трети) затрудняется оценивать качества школьного образования, не включено в эту проблему.

С вопросом о качестве школьного образования коррелирует вопрос, касающийся оценки и целесообразности «Разговоров о важном».

Среди респондентов, которые готовы были обсуждать этот вопрос (чуть более половины участников) выделилось три категории:

  1. Отмечают важность и необходимость подобных предметов, считают, что там даётся нужная детям информация. Стоит заметить, что такая позиция присуща в основном молодёжи и небольшой части лиц среднего возраста.

    2. Отмечают важность предмета, но считают, что он профанируется, учителя не дают того, что необходимо, сводят «Разговоры о важном» к классным часам и решению организационных вопросов. Такое мнение свойственно большинству пожилых респондентов и части лиц среднего возраста.
    3. Полагают, что этот предмет является частью процесса идеологизации среднего образования и отнимает часы у более востребованных дисциплин, соответственно, должен быть отменён. Такой точки зрения придерживаются, в основном, лица среднего возраста нелояльные власти граждане.

Часть респондентов (менее трети, старшее и среднее возрастное поколение) слышало о новом учебнике истории под редакцией В. Мединского, но пока никто из респондентов не может дать ему содержательных оценок.

Заставка: Пресс-служба Минпросвещения России edu.gov.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: