«Психпортал» для школьников

147

В стране появится служба дистанционной психологической поддержки детей

Андрей Сошенко, Русская Народная Линия

В качестве маленького вступления… Драматург и писатель-сатирик Михаил Задорнов в своё время говорил: «Как вообще можно считать американский стиль жизни примером, если почти у каждого американца есть свой психолог? Если люди нуждаются в психологах, они несчастны! Представляете, чтобы нашему рыбаку на Байкале потребовался вдруг психолог? А то иначе он ловить омуля не сможет. Правда, и у нас теперь пошла мода на психологов, но лишь у гламурной части населения. Причём психологами, как правило, работают разведённые стервы».

«Гламурная часть населения», уже во времена СВО, о которых Задорнов по понятным причинам не мог говорить, наслушавшись до этого «наставлений» психологов, всё больше повалила из страны, превратились в «испуганных», а те, которые всё же остались, составляют категорию «ждунов».

Прошло время, и мода гламура на психологов теперь буквально навязывается всему подрастающему поколению, да с государственного уровня. Наверное, для того, чтобы детишки, повзрослев, тотально все стали этим самым «гламуром».

В России в ближайшее время начнёт работать специальный онлайн-портал, на котором школьники смогут получать в закрытом режиме профессиональные консультации психологов. Об этом на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке рассказал заместитель министра просвещения России Александр Бугаев. Он подчеркнул, что на психологах, работающих в школах с родителями, учениками и педагогами, лежит большая нагрузка. Их деятельность очень значима, а новая система позволит применять для оказания помощи современные инструменты и разгрузит специалистов.

А чуть ранее сообщалось, что в России появится дистанционная психологическая поддержка школьников. Профессиональные психологи смогут консультировать детей по всей России в удаленном формате при помощи государственного портала – об этом рассказывал в июле этого года министр просвещения Сергей Кравцов. Министр анонсировал тогда портал для психологической помощи школьникам на V Всероссийском форуме «Дигория».

Оказывается, система создаётся на базе Московского государственного психолого-педагогического университета и должна заработать к концу этого года. Как писали, психологи тогда напоминали, что для помощи детям важна конфиденциальность. «Впервые об этом скажу, у нас будет возможность помощи психологов профессиональных удаленно. Каждый школьник сможет в закрытом режиме получить профессиональную консультацию», – рассказывал министр Кравцов. Он также поведал, что дети и подростки могут испытывать трудности в общении с родителями и сверстниками, поэтому им «нужен внешний человек, с кем можно поделиться той или иной проблемой». Порталом смогут пользоваться как школьники, так и их родители, а поддерживать его будут «специалисты широкого и узкого профиля, среди которых нейропсихологи, психофизиологи, клинические психологи, кризисные психологи». Проект даст возможность детям и родителям обратиться за психологической помощью по разным каналам связи (чат, видеоконференция, телефонный звонок), что можно будет делать анонимно.

И следовали на форуме известные «толерантные» рассуждения о том, что «подросткам вообще нужен друг, который выслушает и мягко поддержит». Интересно, для чего? Для отрыва от реальности, то есть, замены настоящих друзей, родительского и учительского слова виртуальным «другом». Тем более, что соответствующими методичками и установками, в уста «психологов» можно вложить что угодно. Они-то «методологически» и будут руководить всем процессом воспитания, воздействуя не только на школьников, но и преподавателей. То есть, создаётся практически параллельная структура, альтернативная Учительству.

Цели и задачи, которыми будут руководствоваться «профессиональные и высококвалифицированные психологи», установить не представляется возможным. Не будет ли служба психологов способствовать разжиганию вражды между близкими людьми, детьми и родителями, детьми и учителями, уводить подростков в призрачные мотивации, не будет ли воспитывать в детях эгоизм, не откроет ли ворота для беспрепятственного вмешательства в жизнь семьи и нормальных взаимоотношений между подростками? Да и вообще, вспомним здесь Задорнова, разве «психический» подход в традициях Русской школы, духовно-нравственных основ воспитания?

Всё это явно имеет душок западнических «прав человека» и вообще трансгуманизма. И очень напоминает, например, идеологическую диверсию примерно трёх-пятилетней давности с попыткой протянуть закон «О профилактике семейно-бытового насилия», яркими адепта которого тогда являлись Оксана Пушкина, Ирина Роднина и ряд иных «креативных» деятелей. Тут же рядом тема изъятия детей из семей. Короче, ювенальная юстиция – на марше. И в случае с «психпорталом» для школьников, в отличие от некоторых иных ювенальных установок и практик, происходит всё без широкого обсуждения с общественностью. «Психслужба» устанавливается подзаконными актами, то есть – просто навязывается, страна ставится перед фактом.

И ещё что-то мне напомнила радостная новость о специальном «психическом» онлайн-портале с его чатами и телефонами… Вспомнил! Давнишнюю информацию и размышления, которые прочитал несколько лет назад у общественного деятеля и литератора Игоря Кулебякина, проживающего в городе Обнинске.

В начале 2020 года И.В. Кулебякин писал: «В школах и детских заведениях Обнинска в 2011 году появились отвратительные плакаты, в которых родители показаны “злыми и страшными монстрами”, всеми возможными способами унижающими, запугивающими и гнусно обижающими собственных детей. Так или иначе, но эта линия продолжается до сих пор. Авторы плакатов детям навязчиво предлагали позвонить по, якобы, анонимному “телефону доверия”, в просторечии – телефону имени Павлика Морозова. В принципе, данные плакаты, возможно, могут содержать в себе признаки ст. 282 УК РФ в части разжигания социальной розни к социальной группе “родители”.

Вот, что писали на одном таком “популярном” в Обнинске плакате: “Здорово, когда дома уютно, хорошо и спокойно! У тебя есть всё необходимое: одежда, обувь, книжки, игрушки, вкусная еда. Если ты заболеешь, твои родные будут о тебе заботиться: вызовут врача, купят лекарства. Если ты задержишься хоть на минуточку, о тебе будут волноваться. Но иногда это не так! Тебе плохо? Ты боишься идти домой? Взрослым всегда не до тебя? Тебе кажется, ты никому не нужен? Позвони и расскажи, что тебя беспокоит!”

Вот так! “Тебе кажется…” – звони! Забота о больном ребёнке, оказывается, – это только вызвать врача и купить лекарства! А всё, что необходимо ребёнку, – это только одежда, обувь, книжки, игрушки и вкусная еда. Родительская любовь не является необходимым…

Из сопутствующих картинок на плакате, оказывалось, что ребенку надо позвонить на телефон доверия, если дома появился братик! Или если нужна помощь в решении домашнего задания. А если мама и папа ссорятся, – надо непременно об этом доложить тёте-психологу. Самое интересное, какими на рисунках показаны родители! Детям пытаются внушить, что родители – это злые, жестокие и равнодушные монстры. Думаете, такие “весёлые картинки” не влияют на детскую психику? Или это касается только плохих родителей? Но эти плакаты видят разные дети!

А далее идёт расшифровка, что же понимается под “обижанием”: “– Трясти, щипать, душить! Давать пощёчины и подзатыльники! Шлёпать и толкать! Оставлять без еды и питья! Выгонять без одежды на мороз! (последнее – вообще что-то запредельное. – И.К.)” …

А вот такая надпись: “А знаешь ли ты, что… Телефон доверия для детей анонимный. Это значит, что ты можешь позвонить и не называть своего имени. Звонок бесплатный с любого телефона”. Но детям не говорят, что на АТС любой номер будет определён и установлена его принадлежность… И что примечательно. Указанный “телефон доверия для детей, подростков и их родителей”, его номер, действует и поныне. С 2010 года. Можно позвонить – проверить».

От себя добавлю – и спустя ещё годы, до сих пор, телефончик действует, детишки могут спокойненько позвонить и пожаловаться, например, на родителей. Бдительные и проинструктированные психологи на том конце провода, поди, если что, то сообщат каким-либо структурам (то ли официальным органам опеки и попечительста, то ли неофициальным организациям защиты «прав человека») о нарушении прав ребёнка в семье. Но это всё пока под патронатом, так сказать, мифического «гражданского общества» и в ограниченном масштабе. А теперь эта система вводится на всю страну под эгидой государства?

Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель

Еще мнение по теме:

Создание онлайн-портала для психологической помощи школьникам прокомментировал в интервью «Русской народной линии» руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье храме Воскресения Христова на Семёновской, член Общественного Совета Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (ФСИН), член консультативного Совета Московского межрегионального следственного Управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации Михаил Игоревич Хасьминский:

Пока рано говорить о плюсах и минусах онлайн-портала, а тем более подозревать кого-либо в злочиниях. К сожалению, в стране практически отсутствует система оказания психологической помощи, за исключением некоторых попыток.

Надо ответить на следующие вопросы: кто будет учить специалистов онлайн-портала? Как будет оказываться помощь? Какие будут регламентирующие акты работы психологов? Какой опыт работы у специалистов? Как будет происходить профилактика профессионального выгорания, как будет решаться вопрос с «текучкой» кадров и так далее.

Онлайн-портал – это как инструмент. На мой взгляд, не очень жизнеспособный, но пока рано делать выводы. Инструмент есть, но какую будут оказывать психологическую помощь? Кто им будет звонить? Анонимно ли? А главный вопрос – профессионализм специалистов.

К сожалению, в стране в целом не очень много профессиональных психологов, которые реально могли бы помочь детям. Если посмотреть внимательнее, то больше нужна духовная или уже психиатрическая помощь детям. И как будет совмещаться духовная, психологическая и психиатрическая помощь?

На мой взгляд, онлайн-портал – мертворождённая история. Но давайте не будем спешить и посмотрим, как будет функционировать данная структура.

А что касается тревог в связи с тем, что онлайн-школа может продвигать ювенальные технологии, то, на мой взгляд, ювенальная система и так уже построена.

Заставка: pixabay.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: