Наталья Кузнецова, партнер и руководитель корпоративной и налоговой практик в O2 Consulting
Министерство финансов России предложило включить в Налоговый кодекс пять новых глав. Наталья Кузнецова, партнер и руководитель корпоративной и налоговой практик в O2 Consulting, объясняет, в чем суть законопроекта, действительно ли речь идет о новых налогах и как все это может повлиять на бизнес и обычных граждан.
26 апреля заканчивается период публичных обсуждений законопроекта Минфина «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)».
Несмотря на то, что на первый взгляд законопроект не несет в себе какую-то налоговую революцию и лишь переносит в кодекс уже и так существующие не первый год платежи, тем не менее принятие этого закона повлечет вполне конкретные последствия для налогоплательщиков и может привести к чисто юридическим казусам.
В связи с этим и законопроект, и сама идея включения дополнительных платежей в Налоговый кодекс вызвала бурную дискуссию и между бизнесом и властью, и в научных кругах, среди юристов.
В чем суть?
Законопроектом расширяется перечень налогов добавлением четырех «новых» федеральных налогов и одного местного. Минфин предлагает ввести:
- экологический налог вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также в связи с размещением отходов);
- утилизационный сбор вместо экологического и утилизационного сборов, уплачиваемых производителями и импортерами товаров и упаковки в первом случае и производителями или импортерами транспортных средств – во втором;
- сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения вместо платы, взимаемой через систему «Платон» для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (уплачивается собственниками таких транспортных средств);
- налог на операторов сети связи общего пользования заменяет отчисления операторов связи на формирования резерва универсального обслуживания по закону «О связи» (отраслевой сбор);
- гостиничный сбор (местный налог) вместо курортного сбора (отраслевой и региональный сбор), существующего сейчас только в четырех субъектах Федерации; сбор может вводиться для пополнения местных бюджетов и предполагает обложение сбором гостиниц и провайдеров временного размещения, взимаемым с «гостя в сутки».
Помимо этого, предлагается придать статус государственной пошлины значительному списку платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений, внесение изменений, просмотр сведений из государственных реестров (регистров), например, за предоставление сведений из реестра саморегулируемых организаций, или автомобильных дорог, или прав на воздушные суда и сделок с ними и так далее.
В публичных выступлениях представители власти постоянно подчеркивают, что перенос отдельных платежей в Налоговый кодекс не повлечет увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Отчасти такое заявление верно.
Действительно, если сравнивать ранее существовавшие ставки, а также порядок расчета платежей, размеры платежей, после их «перемещения» в Налоговой кодекс не вырастут (исключением, пожалуй, можно считать лишь гостиничный сбор, который может начать действовать для налогоплательщиков в большем количестве городов, чем это было раньше).
То есть формально все это укладывается в концепцию «настройки» налоговой системы России, которая, правда, жаль, что пока продолжает расстраивать бизнес.
Что просили?
Проблему неналоговых платежей неоднократно поднимал сам бизнес. Пока государство гордо заявляло о том, что налоговая нагрузка в стране не растет, бизнес жаловался, что это иллюзия. Не росла нагрузка по налогам, указанным в налоговом кодексе, но постоянно появляются дополнительные оброки (так называемые неналоговые платежи) то за одно, то за другое, которые бизнес не мог не платить, то есть для бизнеса это, по сути, тот же налог, но с другим названием.
Государство их при расчете не учитывает (название-то другое), а для бизнеса суть не меняется – налог или не налог, но платить приходится.
В свою очередь это влечет удорожание ведения деятельности в России. По разным данным, называлось от 50 до 80 таких дополнительных «неналоговых» налогов.
Основной аргумент бизнеса был не столько в том, что приходится нести дополнительные расходы, а в том, что появление таких расходов непредсказуемо; вводятся такие платы бесконтрольно, на разных уровнях. Из-за этого бизнес не может делать долгосрочное планирование, а это один из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны.
Проблема неналоговых платежей в 2017 году попала в повестку Петербургского международного экономического форума с участием президента России. После этого в начале 2018 года за вопрос с новой силой взялся Минфин (до этого, летом 2017 года Минфин предлагал проект другого закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», посвященной этой же проблематике).
С 2018 года финансовое ведомство начало ревизию всех существующих неналоговых платежей.
Предполагалось, что Минфин должен разобраться в их сути, эффективности и определить наилучший порядок их регулирования и по возможности инициировать отмену неэффективных и чрезмерных платежей, на что смел надеяться бизнес.
1 марта 2019 года Минфин ревизию завершил и отчитался о результатах. Финансовое ведомство констатировало, что все неналоговые платежи проанализированы и по каждой группе выработан оптимальный подход к решению проблемы.
Что получили?
Единственным видимым сейчас результатом работы Минфина является предложенный им законопроект о переносе пяти платежей из отраслевых законодательных и подзаконных актов в Налоговый кодекс. Предложений по остальным неналоговым платежам не последовало.
По сути, Минфин выбрал наиболее интересные для бюджета платежи и сосредоточился на их регулировании, оставив все остальное в режиме «как было».
Вряд ли можно говорить о том, что Минфин, проводя ревизию неналоговых платежей, думал о том, как удовлетворить просьбу бизнеса о введении понятных и предсказуемых правил введения новых сборов с бизнеса.
Из пояснительной записки ясно следует, что преследуемая цель одна – повысить собираемость платежей, вносимых в Налоговый кодекс, за счет передачи их администрирования налоговым органам, а также введения более жесткой ответственности за неуплату и механизмов обеспечения уплаты.
Все это вместе, конечно, ухудшает положение бизнеса. С одной стороны, остается неограниченная возможность введения новых неналоговых платежей, так как какое-то общее регулирование неналоговых платежей пока не предполагается принимать.
С другой стороны, регулирование пяти конкретных ранее неналоговых платежей ужесточается за счет придания им статуса налогов. Для налогоплательщиков это будет означать большую неотвратимость уплаты всех этих «новых» налогов. Так, в полной мере будут применяться все механизмы и рычаги воздействия, имеющиеся сейчас у налоговых органов:
- возможность списания задолженности по налогам со счетов налогоплательщика без обращения в суд;
- право блокировать счета налогоплательщика при неуплате налога;
- дополнительные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе начисление пеней;
- риск уголовной ответственности за неуплату налога.
Минфин для успокоения бизнеса пока осторожно заявляет, что еще ничего не решено и не принято окончательное решение о переносе пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс, аккуратно указывая на то, что все решит Кремль.
Более того, власти используют и точечное успокоение. В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет.
Честности ради, надо отметить, что проект ничего такого пока не предусматривает. Единственное послабление, которое сейчас в нем содержится, – это уменьшение размера штрафа за неуплату или несвоевременную уплату «новых» налогов с 20% до 10% в течение первых 10 лет действия «новых» правил.
Заявление о неизменности налоговой системы после такой частичной «настройки» может оказаться старой ловушкой, через которую мы уже прошли – «налоги не меняются, а про неналоговые платежи никто ничего не обещал». Поэтому текущий итог пока можно констатировать пословицей «за что боролись, на то и напоролись».
А что юристы?
Примечательно, что в профессиональных и научных кругах вопрос тоже активно обсуждается юристами, и мнения о том, как проблема должна быть решена, расходятся.
Если глубоко не погружаться в теорию, то принятие законопроекта Минфина повлечет забавный и печальный одновременно юридический казус.
Одной из основ налоговой системы в том виде, в котором она закладывалась ее отцами-основателями 20 лет назад, является правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом (П. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).
В прошлом те же самые платежи по системе «Платон» и плата за загрязнение окружающей среды были признаны судами НЕ налогами и, как следствие, законными, несмотря на то, что устанавливались не налоговым кодексом.
Сейчас же получится, что суть этих платежей останется той же, но государство просто может переназвать их «налогом», и по мановению волшебной палочки название изменит суть платежа.
Какой в этом случае можно будет сделать вывод? Операции налогоплательщиков налоговые органы и суды разбирают по сути, а не по названию. Зато совсем иные правила государство готово позволить для себя – по сути, прямо показав, что то, как именно государство называет платеж, makes the real difference. Справедливо ли это? Вопрос философский, и поэтому судьба законопроекта весьма и весьма интересна.
Еще мнение:
bitkogan: Минфин РФ предлагает ввести новый временный налог для бизнеса
Суть в том, чтобы обложить неосновной экспорт пошлиной, зависящей от курса рубля.
Например, при курсе:
🟠выше 95 руб./USD пошлина может составлять 5,5-7,0%,
🟠ниже 80 руб. – 3,5-4,0%.
Это пока не точные параметры возможной пошлины, а лишь один из вариантов.
Предполагается, что данный проект будет вскоре представлен правительству. По мнению Минфина, пошлину необходимо ввести с 1 октбря 2023 г., действовать она будет до конца текущего года.
Давайте разберемся в нюансах.
Что значит неосновной экспорт?
Это все, что не относится к нефтегазу, зерну, крупному машиностроению, судостроению, атомпрому. Однако большинство этих отраслей и так платят налог на сверхприбыль. Теперь, видимо, настала очередь других отраслей, имеющих хоть какие-то экспортные направления.
Что мы думаем об этой инициативе Минфина?
Как всегда, у ситуации есть как плюсы, так и минусы. Попробуем рассмотреть их тезисно.
Плюсы:
➕Лишние деньги в бюджет для государства.
➕Возможно, сдерживание инфляции и поддержка рублю.
Вероятно, я ошибаюсь, но минусов видится гораздо больше:
➖Под удар могут попасть сравнительно небольшие компании, которым при введении подобной пошлины ничего не останется, как закрыть бизнес.
➖Эффекта по сдерживанию инфляции можно и не достичь. Многие компании могут по примеру АЛРОСы приостановить экспорт на 2-3 месяца. Зато потом полученный экспортный навес может неслабо аукнуться.
➖Ограничение экспорта – снижение экспортных доходов. А это сегодня одна из главных проблем российской экономики.
➖На этом фоне может снизиться и общий экспорт, а это может привести к дальнейшему сокращению профицита торгового баланса и, соответственно, к продолжению девальвации.
Вывод?
Инициатива выглядит как минимум противоречиво. Как максимум – взрывоопасно. Ущерб может быть нанесен целым отраслям.
🧡 К примеру, для угольных компаний сегодня экспорт – чрезвычайно важный аспект. Внешние покупатели и так демпингуют, пользуясь ситуацией, а дополнительный налог может привести к убыткам. Выгоднее тут действительно приостановить экспортные поставки.
🧡 Мера носит временный характер. Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо – потому что временно. Плохо – потому что нет ничего более постоянного, чем временное. Правительство затем вполне может продлить действие пошлин.
🧡 Такой расклад подразумевает высокую степень неопределенности для бизнеса. Как прогнозировать свои доходы и расходы? А без этого ни одна серьезная компания не будет инвестировать, поскольку и так нет уверенности в завтрашнем дне. А тут еще и новые налоги…
🧡Сколько раз уже было говорено, в том числе, на высшем уровне, что мелкий и средний бизнес нужно поддерживать, так как это – двигатель экономики. На деле же мы видим совершенно обратное.
Пощипать курочек – дело святое, понимаю. Но как бы курочкам с этого не поплохело…
Заставка: minfin.gov.ru