Спустя две недели с начала нового учебного года во многих школах разных регионов страны учащимся по-прежнему не выдали полный комплект учебников. Предоставленные пособия, в том числе изданные в 2023 году, не соответствуют единым федеральным образовательным программам, на которые школы перешли с 1 сентября. Из-за отсутствия учебников нагрузка на учителей существенно возросла, что привело к оттоку педагогов из школ.
Жалобы на отсутствие учебников в этом году поступают из большинства регионов страны. В некоторых классах совсем нет пособий по отдельным предметам, в других они выдаются по нескольку штук на класс.
– У шестиклассников нет учебников по литературе, математике, обществознанию и географии. По биологии пособия старые, не имеют ничего общего с новой программой. Словари для уроков русского языка родителям тоже пришлось покупать самостоятельно, так как их нет в библиотеке, – делится мама учащегося из Пермского края.
Мама школьника из Петербурга Наталья рассказывает, что из-за отсутствия учебников по новым программам учителя вынуждены собирать материал из разных пособий в общий файл, который родители потом распечатывают самостоятельно.
«Распечатка таких самодельных пособий обходится в 600–700 рублей, примерно как нормальный учебник, но это лучше, чем вынуждать ребёнка постоянно учиться за компьютером».
Наталья
мама школьника из Петербурга
В ряде школ учителя присылают детям ссылки на электронные материалы, по которым нужно выполнять домашние задания.
– Пособия по иностранному языку мы приобретали самостоятельно, других бумажных учебников нет, только ссылки на электронные учебники. На уроках учителя выдают один бумажный учебник на парту. В школе у ребёнка сестры учебники раздали только малоимущим, остальным посоветовали решать проблему самостоятельно. Говорят, что выделенных регионом денег на закупку пособий не хватает, – сообщает «Октагону» жительница Кировской области Юлия.
Много жалоб на отсутствие учебников или их несоответствие учебной программе поступает даже из Московской области, где ранее массовых проблем с учебной литературой не наблюдалось. Взрослые обращают внимание на то, что в большинстве регионов страны рабочие тетради к учебникам школы не закупают. Перед началом учебного года родителям приходится платить за учебные материалы по 2–5 тыс. рублей.
– Чиновники искусственно создали коллапс в образовании ещё в прошлом году, когда перевели 1-е и 5-е классы (а в некоторых школах и всех учеников с 1-го по 8-й класс) на новые стандарты, а учебники под них заблаговременно не разработали, – рассказывает изданию учитель одной из школ в Ульяновской области Татьяна Александровна. – В этом году ситуация стала ещё хуже, так как все школы обязаны перейти на единые программы по гуманитарным предметам, а новых учебников по-прежнему нет. Старые пособия не соответствуют новым программам на 60–80 процентов. Например, в 5-х классах могут появиться темы, которые раньше были в 6-х, и наоборот. Для понимания: в биологии раньше зоологию проходили в 7-м классе, а теперь должны проходить в 8-м. В результате во многих школах восьмиклассники сейчас повторно будут изучать этот раздел по старым учебникам прошлого года.
По словам педагога, учителям приходится полностью обновлять собственные наработки, искать материал в интернете и распечатывать страницы из разных пособий, в результате чего очень много времени уходит на подготовку к урокам.
– Дополнительный рост нагрузки при мизерных зарплатах привёл к увеличению числа увольнений учителей из школ ещё в конце прошлого учебного года. Через год ситуация при текущих реалиях станет ещё хуже. В регионах педагоги уже сейчас готовы работать даже кассирами в сетевых супермаркетах, только чтобы уйти из школы, – констатирует учитель.
Родители боятся, что бумажные учебники заменят электронными
Министр просвещения Сергей Кравцов этим летом отмечал, что все школы будут укомплектованы едиными учебниками по всем дисциплинам лишь к концу 2025 года. Как будут выкручиваться учителя до этого срока и почему новые программы внедрили в школах в авральном порядке, без подготовки пособий, чиновники сказать не могут.
– Проблема в том, что во многих регионах на образование не выделяется достаточного финансирования, – комментирует «Октагону» на условиях анонимности сотрудница администрации одной из школ в Самарской области. – К тому же в этом году в школах обучается рекордное с 1990-х годов количество детей. Обычно школы ежегодно докупают учебники взамен старых, пришедших в негодность. Однако сейчас, когда ввели единые программы, тратиться на новые пособия невыгодно, ведь в 2024–2025 годах их придётся опять менять на новые единые – старыми будет запрещено пользоваться. У некоторых пособий срок допуска истекает уже в декабре этого года. В результате детям во многих классах в этом году не хватило учебников.
«В некоторых школах раздают уже списанные, истрёпанные и рваные пособия, где-то предлагают выполнять задания по электронным версиям или высылают фото страниц с упражнениями в чат».
Источник «Октагона»
В отдельных школах дети получили учебники, не соответствующие единым образовательным программам, переизданные в 2023 году. Но уже через пару лет школам придётся пустить все эти пособия в утиль и вновь тратить бюджетные средства на закупку «правильных» учебников.
Даже новый учебник истории авторства помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова, с помпой презентованный в начале августа, несмотря на обещания министра просвещения Сергея Кравцова, в положенный срок в школы не поступил. Часть учебных заведений пока ждёт заказанные пособия, а у ряда регионов просто нет средств на их покупку.
Чиновники не готовы бесплатно поставлять школам даже электронные версии новых государственных пособий. Стоимость одной копии цифрового пособия от издательства «Просвещение» со скидкой составляет 279 рублей. По данным Сергея Кравцова, приобрести бумажный учебник школы могут за 849 рублей, что якобы на 20 процентов дешевле, чем аналогичные негосударственные пособия. Администрациям школ в регионах такая цена государственного учебника совсем не кажется низкой.
Часть родителей полагает, что текущая чехарда с учебниками искусственно создана для того, чтобы перевести детей на электронные пособия. На это указывают и регулярные отчёты чиновников об успехах на цифровом фронте. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в системе МЭШ впервые появились цифровые учебники по всем дисциплинам с 5-го по 9-й классы, а также анонсировал создание системы, позволяющей организовать индивидуальный подход к каждому ученику с помощью искусственного интеллекта.
Только за это лето Московский регион потратил более 1,1 млрд рублей на закупки, связанные с развитием комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде». А Минпросвещения рапортовало, что с начала сентября российские учителя и школьники более 450 тыс. раз воспользовались материалами библиотеки цифрового образовательного контента.
Работники школ считают, что главная причина аврального перехода на новые стандарты и единые программы кроется в желании чиновников привести учебные программы в соответствие со всероссийскими проверочными работами.
«У учителей ежегодно были претензии к проверочным, так как вопросы в них не соответствовали реальной учебной программе. Теперь апеллировать будет не к чему, а нужные люди продолжат успешно на этом зарабатывать», – делятся педагоги своими соображениями в соцсетях.
Председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» Виктор Панин убеждён, что от текущих реформ в сфере образования получают выгоду разные бенефициары, а реальные проблемы школ этих людей вряд ли интересуют.
– Неясно, кто мешал чиновникам за лето обеспечить школы новыми пособиями, чтобы не допустить текущего коллапса, – рассуждает эксперт. – Очевидно, что наше образование движется сейчас совсем не в том направлении, в котором это необходимо для народа и страны. У бездумных реформ есть разные бенефициары – это и Сбербанк Германа Грефа, и крупные издательства, которые подминают под себя рынок учебников. Такая ситуация происходит уже не первый год. Например, когда руководителем департамента образования Москвы был Исаак Калина, столичным школам навязывали учебники издательства «Просвещение», так как с этой организацией был связан его сын. Просто не всегда подобные нюансы становятся известны общественности. Что касается внедрения электронного образования и цифровых пособий, отчасти это связано с острой нехваткой учителей. В регионах ситуация сейчас такова, что в классах могут годами отсутствовать по два-три предметника по основным дисциплинам. Учить детей некому.
Источник: octagon
Заставка: .gov.