О дизельном топливе

218

НЕЗЫГАРЬ

  1. Министр сельского хозяйства Патрушев, выступая на расширенном заседании комитета Госдумы по аграрной политике, заявил, что рост цен на дизельное топливо приведет к катастрофе для сельского хозяйства страны. Затраты на топливо составляют до 30% в себестоимости аграрной продукции. Их увеличение до 40-45% вследствие необъяснимого экономически удорожания дизельного топлива, которым на 90% обеспечивается село, приведет к росту отпускных цен, которые ограничены спросом и госрегулированием. Аграрные хозяйства практически по всем видам продукции столкнутся с перспективой банкротства. Уже сейчас, в период осенних полевых работ, заложена неизбежность роста продовольственных розничных цен к весне-лету 2024 на 20-25%.
  2. Заместитель министра энергетики Сорокин объяснил ситуацию с дизелем несколькими факторами, особо выделив почти пятидесятипроцентную девальвацию рубля. А также НДПИ, на который «мы не покушаемся, поскольку он формирует 40% федбюджета». Одновременно замминистра заявил, что «внутренний рынок должен привязываться к экспортной альтернативе», таким образом обозначив приоритеты валютной выручки «нефтяных баронов» сравнительно с запросами стратегической отрасли экономики.
  3. Вне дискуссии остались позиции Минфина и ЦБ. Их представители на заседание комитета не явились. Если Минэнерго недвусмысленно заявило, что интересы экспортных доходов нефтетрейдеров важнее перспектив аграриев, то руководство финансовых ведомств могло бы объяснить свои действия, которые и стали главным катализатором роста цен на дизтопливо. А именно — системную согласованную политику ЦБ и Минфина по выводу валютных средств резидентов и нерезидентов, вследствие которой произошло обвальное падение рубля. А также отсутствие контроля за экспортной выручкой и трансфертным ценообразованием, вследствие которого за рубежом остается до 40% неучтенной или скрытой валютной выручки экспортеров. В первую очередь, Лукойла, заявку которого на вывод за рубеж 7 млрд дол благосклонно рассматривают в Минфине, опираясь на прецедент разрешения апатриду (отказавшемуся от российского белорусского происхождения) Мельниченко перевести в офшор 6 млрд руб.
  4. Рост цен на моторное топливо был также неизбежен вследствие базовой позиции Минфина — последовательно увеличивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поэтапно отказываясь от экспортной пошлины (которая должна обнулиться в следующем году), а также комбинаций с демпфером и определением цены нефти в целях налогообложения. НДПИ не ограничивает экспортных устремлений нефтетрейдеров, а ВИНКи включают его в цену топлива, перекладывая на карман потребителя. Предложения ввести ограничивающую ценовой рост экспортную пошлину с теми же параметрами бюджетных отчислений, неизбежно отклоняются Минфином, поскольку в таком случае пострадают прямые доходы олигархата и иностранных акционеров ряда российских компаний.
  5. Подрыв экономического потенциала аграрной отрасли с неизбежным скачком продовольственных цен станет серьезнейшим фактором, который вряд ли укрепит социальную стабильность и доверие к власти. Учитывая это, вряд ли стоит считать серьезным преувеличением заявление председателя комитета по аграрным вопросам Кашина, который назвал ситуацию в аграрном комплексе «целенаправленным подрывом основ безопасности страны». Особенность этого эпизода в том, что складывающийся союз депутатов Госдумы и “команды Совбеза”может укрепиться, решая конкретную стратегическую задачу.

Заставка: wikimedia.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: