Михаил Хазин. О конфликте с Минфином

241

Хазин

Когда я пишу о том, что между главой Минфина Силуановым и председателем правительства есть серьёзный конфликт, мне иногда не верят. Типа, какой конфликт, когда первый подчинённый второго. Я не буду вдаваться в тонкости отношений внутри правительства, но отмечу одно интересное обстоятельство. Сошлюсь на один из популярных телеграмм-каналов , известный рядом утечек: «В Счетной палате рассматривают возможность провести внеочередной аудит деятельности Минфина, включая его высшее руководство. Поводом стала данные, опубликованные ЦБ, согласно которым министерство не довело до бюджетополучателей свыше 1,6 трлн руб ( около 6% расходов годового бюджета). Эти средства были направлены в федеральное казначейство, подведомственное Минфину, и оставлены в лучшем случае без движения. Могли ли они быть депонированы в коммерческих банках, не исключено, предстоит выяснить контролирующим органам. В этом случае процентный доход по среднерыночным ставкам оценивается в 12-15 млрд руб в месяц, который распределяется между банком и владельцем депозита».

В ситуации, когда Мишустин бьётся за каждый бюджетный рубль (например, последнее заявление Мишустина: «Кабмин рассмотрит пакет мер для расширения производства самолетов МС-21 в России; кабмин продлит программу субсидирования процентных ставок по кредитам для приобретения российской авиатехники; кабмин рассмотрит вопрос о выделении свыше 30 млрд рублей для повышения доходов работников бюджетной сферы; с начала 2023 года фонд оплаты труда для работников бюджетной сферы уже был увеличен. Дополнительное финансирование будет предусмотрено для отдельных категорий граждан – сотрудников федеральных государственных учреждений; правительство подготовило поправки, касающиеся развития портовых мощностей для хранения и перевалки минеральных удобрений»), такая ситуация представляется чудовищной.

Отметим, кстати, что мне так очевидно, что Минфин деньги хранил в банках, поскольку если бы он оставлял их на счетах Казначейства, то Мишустин бы это увидел нажатием одной кнопки. Значит деньги выводились в уполномоченные банки и, тем самым, немедленно возникает вопрос: а кто бенефициар перечисленных денег? Мы же пока отметим только одно.

Если речь идёт, пусть частично, о деньгах, которые направлялись в оборонно-промышленный сектор (напомним, страна войну ведёт!), то такие задержки означают, что поставщики не получили деньги. А если они их всё-таки к концу года получат, то это, с учётом политики Минфина и Центробанка будут совсем не те деньги! Поскольку из-за девальвации рубля у нас сейчас стремительно растут цены (инфляция, то есть).

Иными словами, мы здесь видим уже совсем примитивную и понятную схему: Минфин целенаправленно саботирует развитие российской оборонной промышленности в ситуации войны. И я, как законопослушный гражданин, спрашиваю: а почему этим занимается какая-то Счётная палата, а не военный трибунал? И не нужно мне объяснять, что я перебарщиваю, ничего подобного, жизнь штука в этом смысле простая, если вопрос стоит или ты, или тебя, то те, кто мешают тебе автоматически попадают в группу тех, кого должен истребить ты. Мы просто немножко отвыкли от такой постановки вопроса, пора снова привыкать.

По теме:

НЕЗЫГАРЬ:

1.В Счетной палате рассматривают возможность провести внеочередной аудит деятельности Минфина, включая его высшее руководство. Поводом стала данные, опубликованные ЦБ, согласно которым министерство не довело до бюджетополучателей свыше 1,6 трлн руб ( около 6% расходов годового бюджета). Эти средства были направлены в федеральное казначейство, подведомственное Минфину, и оставлены в лучшем случае без движения. Могли ли они быть депонированы в коммерческих банках, не исключено, предстоит выяснить контролирующим органам. В этом случае процентный доход по среднерыночным ставкам оценивается в 12-15 млрд руб в месяц, который распределяется между банком и владельцем депозита.

2.начале года было принято решение авансировать выполнение контрактов в повышенном до 50% размере предоплаты от цены договора по госзаказу. Одновременно увеличили авансирование подрядных договоров на строительство в Новороссии. Такие корректировки соответствуют задачам максимально оперативно реагировать на запросы ОПК и смежных отраслей, а также выводить новые регионы на среднероссийский социальный уровень.

3.В Минфине считают, что ситуация вполне нормальная, речь идет об авансовых субсидиях т зарезервированных средствах по госконтрактам, которые расходуются в соответствии со сметами и планами финансировании в течение года. Вряд ли такое объяснение может быть признано удовлетворительным, поскольку в рамках стратегического и сетевого планирования ресурсы выделяют в соответствии с технологическими этапами, графиком строительства или закупки/оплаты необходимого оборудования или подготовительных работ по кооперационным цепочкам.

4.Выведение из оборота такой крупной суммы — знак крайне неудовлетворительной и непрофессиональной работы сотрудников Минфина и нарушение ими принципов жесткого планирования и контроля в режиме он-лайн, которые внедряет правительство и его Координационный и Аналитический центры. Такой стиль работы и ее результаты не удивительны, если вспомнить, что министр Силуанов неоднократно высказывался против государственного регулирования экономики и стратегического планирования, включая комплексную финансово-организационную составляющую, в пользу гораздо более эффективных, по его словам, рыночных механизмов и «свободного предпринимательства».

5.В любом случае заблокированные без движения 1,6 трлн руб обесценились минимум на 4% инфляции, а в макроэкономических координатах при минимальной рентабельности инвестиций в 20% привели к потере за полгода в среднесрочной перспективе продукции, товаров и услуг на 140-160 млрд руб.

Заставка: Всемирный общественный форум «Диалог цивилизаций» Creative Commons Attribution 2.0   wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: