
НЕЗЫГАРЬ, мнение экспертов.
Клинический психолог, врач, глава Ассоциации практиков телесно-ориентированной терапии для здоровья и благополучия человека Марина Бондаренко @ – о том, как не выгореть, помогая другим.
Часто волонтерство начинается с чувства вины или жалости. Обе эмоции подрывают фундамент человека. Для волонтера самое важное – устойчивость. Когда я сама была волонтером, а потом и работала с волонтерами, большое внимание мы уделяли тому, как поддерживать собственную устойчивость, не проваливаться вместе с подопечными в боль и горе.
Важно помнить: когда нами двигают жалость, стыд или вина, мы увеличиваем количество переживаний вместо того, чтобы их уменьшить и дать силы тем, кому взялись помогать. Поэтому учимся разделять – стыд, вину и жалость относим в терапию, чтобы тоже превратить в ресурсы, а желание помочь направляем на тех, кому эту помощь важна прямо сейчас.
Приведу простой пример – допустим, конкретному человеку нужны лекарства. Если мной движет стыд, который вынуждает геройствовать – я поеду в аптеку и потом повезу это лекарство на другой конец области – потрачу кучу времени и сил. А если я осознанно ищу способ эффективно помочь – можно найти лекарство в ближайшей к человеку аптеке, заказать доставку или найти кого-то из волонтеров, кто живет в том же районе, а время и силы использовать на помощь кому-то еще.
Очень важно сохранять – при сердечном сочувствии – трезвую голову, противостоять захлестывающей эмоциональной волне. Надо понимать: я не могу помочь всем, но могу – конкретно этой семье, и именно в это я выбираю вкладываться.
Поэтому ключевые правила таковы:
- Очень важно себя насыщать и ресурсировать. Необходимо помнить: от того, сколько у меня сил, зависит, скольким людям я смогу помочь. Каждый раз, собираясь помогать, задавать себе вопрос: как я буду восстанавливаться? Разово помочь и свалиться с болезнью или прийти к выгоранию с потерей смыслов – явно не тот результат, к которому мы стремимся.
- Важно различать: что действительно требует срочных действий, а что может подождать. Это непростая задача, потому что зачастую люди, которым действительно нужна срочная помощь, находятся в шоковом состоянии, молчат или отнекиваются, говоря, что с ними «все в порядке».
- Если это не разовая катастрофа, когда нужно собраться и срочно помочь даже на пределе сил, а долгосрочная история на многие месяцы – необходимо провести границы, чтобы оставлять время на свою жизнь, работу, семью, на заботу о себе и своих близких. Буквально – отключать после определённого времени телефон, не отвечать на звонки, разделять дежурство на телефоне с другими людьми.
- Очень часто синдрому спасательства подвержены люди, у которых не все гладко дома, на работе, в социуме, и они убегают в помощь другим. Но, поскольку они изначально сами не очень устойчивы, то именно они особенно подвержены выгоранию.
- Сразу взять за правило: мы не можем помочь всем одновременно и по всем вопросам. Решить для себя, какой спектр вопросов вы готовы закрывать: сбор одежды, организовать логистику, быть на телефоне и координировать действия, составлять списки, собирать запросы … Честно определить: на что у меня хватает сил, времени, денег, компетенций?
- Четко разделять запросы здоровья, безопасности и вопросы комфорта. В первую очередь заниматься потребностями людей, которые нуждаются в срочной помощи.
- Стараться вовлекать людей, которым уже оказана помощь, и которые находятся в некоторой зоне комфорта, в помощь другим пострадавшим. Когда человеку плохо, один из способов его поддержать и добавить ему немного ресурса – дать ему посильную возможность позаботиться о «товарищах по несчастью».
- Возвращать людям их долю ответственности: не «сажать на шею», а давать понять подопечным, что сейчас им помогут встать на ноги, а дальше им нужно будет включаться и действовать самим.
- Проверять, насколько люди нуждаются в том, что они просят. Чтобы помощь доходила до тех, кто действительно в ней нуждается.
- Не разочаровываться в людях, даже если среди просителей попадаются недобросовестные люди.
Заставка: pixabay