“Он спас Россию во время войны, строил заводы, но умер в долгах и похоронен своими рабочими”. История великого Николая Путилова

220

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Знаете, почему гроб с телом Николая Ивановича Путилова рабочие много километров несли на руках? Потому что этот человек был грандиозной и катастрофически недооцененной фигурой XIX века.

Друзья, статья получилась большая, но про такого человека сложно мало написать. Очень хочется услышать ваше мнение в комментариях)

Автор очередного «русского чуда»

В 1854 в рамках Крымской войны началась морская блокада Петербурга. Противостоять англичанам-французам, «маячившим» у Кронштадта было нечем! Российский флот с петровских времен почти не изменился и сильно уступал противнику. Решить проблему и организовать оборону на подступах к столице император поручил Великому князю Константину.

Тот, отчаявшись, совершает неожиданный шаг – обращается за помощью к малоизвестному, но хорошо подкованному в инженерных и корабельных делах чиновнику Николаю Путилову. Пригласив его к себе, князь сказал:

Ситуация сложная, скорее, невозможная. Сможешь ли ты построить в сжатые сроки флотилию из винтовых канонерок? Кронштадт нужно оборонять. Проблема в том, что денег у нас нет. Но я дам тебе 200 тыс. рублей собственных денег.

Коллежский асессор Путилов, младший чиновник особых поручений Морского ведомства взялся за их производство при полном отсутствии производственных мощностей и кадров. А причем тут Путилов?

Кто вы, господин Путилов?

Он был из мелкопоместных дворян… За отличную учебу в Александровском кадетском корпусе (с ранних лет юноша показывал большие способности к математике) Николая принимают в Морской корпус. Там под опекой Крузенштерна и известного математика Михаила Остроградского мальчик раскрывает целый веер своих талантов.

“Находит ошибку в работах великого математика Огюстена Коши (на его вычисления опиралась, по сути, вся артиллерийская наука того времени), пишет несколько научных работ в соавторстве с Остроградским и по просьбе своего учителя остается преподавать”.

Через несколько лет томившийся в душных кабинетах энергичный молодой человек буквально сбегает в Крым, ссылаясь на проблемы со здоровьем. На самом же деле Путилов очень хотел изучить закупленные на Западе новейшие пароходы, недавно поступившие в Крым, и по возможности заниматься их обслуживанием.

Через 5 лет его успехи на новой работе замечают в Петербурге. И в этот момент к нему обращается Константин.

Тяжелая, но выполнимая задача

Согласившись на эту авантюру, Путилов своей уверенностью немало удивил великого князя на фоне отказавшихся иностранцев, к которым тот обратился в первую очередь. Европейцы говорили, мол, задача невыполнима, а посему браться за нее нет смысла.

Путилов доказал обратное. Нескольких зимних месяцев между навигациями ему хватило, чтобы найти частных подрядчиков, способных обеспечить в срок выполнение заказов. Оставалось найти 2 тыс. хороших специалистов, которых, как оказалось, под рукой не было.

Пришлось импровизировать. Путилов направляется под Ржев, где вот уже несколько месяцев маялись без работы местные ткачи – импортного хлопка не было, производство простаивало. Этих работяг Путилов “взял под свое крыло” и направил на переобучение. Николай Иванович вспоминал:

“Мы распределили бывших прядильщиков по мастерским и заводам, дали на каждый артельный десяток по старому мастеровому. И ткачи заработали: токарями, слесарями, котельщиками. Коли есть сметливость – незнание не беда! С этим убеждением тысячи людей вели неутомимую деятельность. По всей столице, где были хоть какие-нибудь станки, закипела работа”.

Когда в мае следующего года корабли англичан и французов вернулись в залив, перед собой они увидели флотилию из 32 канонерок. Естественно, всерьез ее не восприняли. Но уже в первом бою у Толбухина маяка враги быстро пришли в чувство – британский фрегат получил хорошую оплеуху от канонерки “Шалун”. Вынужденно отступил с развороченным корпусом.

Путилов на этом не останавливался. С каждым днем канонерок становилось все больше и больше. Союзнический флот убрался восвояси, когда узнал, что русские могут выставить 81 канонерку. Французский адмирал с грустью констатировал:

Полностью изменили ситуацию паровые канонерки, которые русские умудрились построить в нереальный срок!

После войны союз промышленников подарил Путилову венок из 81 серебряного листа – по числу судов. В сопроводительном письме говорилось:

В ходе этого дела в душу каждого из нас глубоко врезалось уважение к Вашему уму и Вашей деятельности

А государство отметило Николая Ивановича орденом Святого Станислава. Не меньшее уважение в Петербурге вызвало и то, что Путилов не допустил перерасходования средств и вернул своему “заказчику” – 20 тыс. рублей.

“Дайте мне завод”

Триумф колоссальный. Перед Путиловым были открыты все двери. Ему прочили блестящую карьеру в министерстве. Путилов, однако, с госслужбы неожиданно увольняется и бросается в предпринимательство… Но не ради обогащения, а ради блага Родины.

Реформы Александра II вселяли большие надежды. Путилов почувствовал – пришло время побороть злополучную зависимость России от Европы, и принялся за дело.

Он исправляет ситуацию с железными дорогами – импортная сталь на русских морозах лопалась, наша была не лучше. Путилов приходит к министру путей сообщения и говорит:

“Дайте мне завод, и Россия будет завалена лучшими рельсами”. Что в итоге? Он изобрел комбинированный рельс с наваренной сверху стальной полосой – более прочный и устойчивый к морозу.

Управление по-русски

Строительство и производство на новом Путиловском заводе началось одновременно. Работали буквально на голой земле, жили в лачугах. Но по ходу развития производства росла и «социалка» – зарплаты, дома для рабочих, заводская церковь, своя больница.

Старых квалифицированных рабочих Николай Иванович знал по имени-отчеству. В праздники устраивал богатый стол для всех рабочих с семьями. С пьянством боролся нещадно. Попавшихся – гнал в шею. Бегал как угорелый по заводу, вникал в каждую деталь, в общем, как говорится, осуществлял ручное управление.

Путиловский завод выпускал полный спектр железнодорожной продукции – от вагонов до мостовых конструкций.

Путиловский завод, 1869 год Википедия

Печальный конец

Венцом предпринимательской карьеры Путилова стал грандиозный проект – Морской канал, соединяющий завод с Кронштадтом. Коммерсантам-перевозчикам, имевшим с плохой логистики неплохой доход, это не понравилось… Началась травля, подкупы чиновников, формирование общественного мнения. Обличительные стихи о Путилове написал сам Н.А.Некрасов – увы, российская интеллигенция всегда легко поддавалась манипуляциям…

Стройка уже шла, а обещанных денег из казны не поступало. Путилов влез в долги, обанкротился, завод передали в казенное управление. Сердце предпринимателя не выдержало. В завещании он просил похоронить себя на дамбе Морского канала. В ответ на прошение об этом Александр II сказал:

Да где ему угодно… Я бы и на Петропавловский собор согласился… Человек великий

«Прогрессивное общество» отнеслось к смерти оболганного Путилова равнодушно. Но рабочие завода после отпевания 14 километров несли гроб к месту захоронения. Завод пронес неофициальное название «Путиловского» через почти два века…

Удивительные мы люди, русские, вам не кажется?

Заставка: Википедия

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: