ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.
По аналогии со «школой губернаторов» будет запущена не только «школа мэров», но и «школа учителей» – кадровый резерв в системе российского образования. Она коснется тех, кто работает в дошкольном, школьном, среднем специальном образовании, а также управленцев из системы педагогических вузов.
Автор телеграм-канала «Мастер пера» @master_pera Дмитрий Севрюков:
Правительство заявляет о дефиците педагогических кадров, приводя этот факт в качестве аргумента в поддержку инициативы создания кадрового резерва учителей. Однако для того, чтобы проложить выпускникам педагогических вузов дорогу в школу, вовсе не обязательно под государственным патронажем создавать «школу учителей» по аналогии со школами губернаторов и мэров. Достаточно повысить зарплаты, создать условия и так отрегулировать систему образования и жизни в стране, чтобы учителя стремились учить, а ученики – учиться. Но очевидно, что в этой схеме что-то пошло не так, поэтому потребовались дополнительные стимулы и рычаги, а также применение идеологического инструментария. По сути, государство решило научить педагогов правильно любить Родину, чтобы затем обученные этому учителя подтягивали до нужной планки и своих подопечных.
Гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:
Преподавание в школе находится в серьезном кризисе. С одной стороны, подвергаются пересмотру принципы и программы, сформированные в 90-х годах под влиянием западных идеологов. Признанно, что именно через это влияние в итоге Россия и получила слабо лояльное государству молодое поколение. Сейчас, очевидно, государство пытается перестроить систему образования, чтобы убрать остатки влияния иностранных структур, сделать образование ориентированным на российские интересы.
Среднее образование всегда и везде идеологизированно. Особенно в части гуманитарных наук. Невозможно избавить, например, преподавание истории от господствующей идеологии. Судя по «школе учителей», сейчас российское государство как минимум пытается вернуть себе контроль за идеологией в школе.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачёв:
Понятно, что речь идет об идеологической накачке. Я принципиальный противник идеологизации учительской деятельности. У учителей и без того хватает забот и проблем, а для развития в них чувства патриотизма лучше увеличить им зарплату хотя бы до нижней границы среднего класса.
Результатом программы должно быть формирование кадрового резерва для назначения на руководящие должности в образовании. Нетрудно догадаться, что во главу угла в очередной раз поставят не профессионализм, а лояльность. Хочешь стать чиновником от образования вместо того, чтобы проверять домашние работы, ответь правильно на ответы, которые сыграют роль теста на способность усваивать штампы пропаганды. Хотелось бы ошибиться, но скорее всего так и будет.
Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов:
Эта мера позволит создать кадровый резерв из активных и трудолюбивых людей. Считаю, это позволит укрепить и уровень профессиональной сферы в отдаленных регионах — не всегда условная сельская школа имеет даже достаточное количество обычных учителей, не говоря о компетентных управленческих кадрах. Не думаю, что это повлечет за собой сильные перекосы в сторону идеологизации образования
Гендиректор Центра стратегического консалтинга Роман Ларионов:
Идея «Школы учителей» – очередная попытка найти лёгкий и экономный способ решения системной управленческой проблемы. Система образования испытывает кадровый голод и географические дисбалансы не потому, что не хватает курсов повышения квалификации, а совсем по иным причинам, лежащим в области престижа профессии, материального комфорта, уровня инфраструктуры школ, детских садов, колледжей и вузов. И шире – в условиях жизни в ряде регионов страны. Мы можем обучать учителей и плодить бюрократические институты, но если в эту профессию идут изначально слабые кадры, а образовательные программы школ и вузов остаются архаичными, то вряд ли это поможет как-то улучшить систему образования.
Заставка:edu.gov.ru