Суд над митрополитом Павлом: что дальше?
Власть действует постепенно. Сначала садит архиереев УПЦ под домашний арест, теперь открывает новое «окно Овертона» – впервые епископ оказывается за решеткой.
Поздно вечером 14 июля 2023 года судья Соломенского райсуда Виктория Жовноватюк отправила митрополита Вышгородского Павла за решетку, с оговоркой, что он может выйти из СИЗО, если внесет залог в 33,3 миллиона гривен.
Понятно, что таких денег владыке не собрать, а значит, из тюрьмы его вряд ли выпустят. Также совершенно понятно, что дело против него было сфабриковано, и даже самим обвинителям было неудобно во время суда «доказывать виновность» архиерея. Разбирать перипетии всего судебного процесса мы здесь не будем. Нас интересует другое – что дальше? Другими словами, что означает для УПЦ арест митрополита Павла, и можно ли хоть как-то на его фоне спрогнозировать, что ждет нашу Церковь?
Почему митрополит Павел?
Начнем с того, что митрополит Павел – персона очень заметная и медийная. «Виноват» в этом как он сам, так и отечественные СМИ, сознательно лепившие из него образ церковного антигероя. На протяжении многих лет культивировался миф о «роскошном образе жизни» митрополита, хотя никаких конкретных доказательств «роскоши», кроме того самого знаменитого «Мерседеса», подаренного кем-то из благодетелей, не было. Дошло до того, что светские СМИ по-хамски называли владыку по марке его автомобиля, как будто, только он ездит на представительской машине, а, к примеру, тот же Думенко – ездит на общественном транспорте.
При этом никто из журналистов не хотел слушать истории, как митрополит Павел из своих личных средств помогал семинаристам, как оплачивал им свадьбы, лечение, поездки домой и так далее. Еще больше таких историй могли бы рассказать монахи Лавры, но, как мы сказали, эти истории никому не интересны.
Интересен был «Мерседес», интересно было унижение архиерея, а через него – и всей УПЦ. СМИ усердно отождествляли образ владыки со всей Церковью, проецируя все его реальные и выдуманные на всех архиереев, священников и верующих. Владыка страдал от этого, ему было больно, но он молчал об этой боли. Заговорил только на суде, несколько раз подчеркнув, что он уже не «Мерседес», а «Тесла». Кто-то воспринимает его слова как шутку. Но, на самом деле, в них сквозит такая острая и невыносимая боль, что понять владыку может только тот, кто был на его месте.
Так вот, за эти годы журналистам с подачи властей удалось сформировать в общественном восприятии негативный образ митрополита Павла. Причем, удалось настолько, что даже некоторые верующие, смотря на его арест и тюремное заключение, говорят, что «все правильно».
Действительно, власти выбрали «правильную» жертву. Ту самую, которую они многие годы готовили, и которую использовали в качестве показательного примера для расправы над УПЦ.
А судьи кто?
Причем, выбрали не только митрополита Павла, но и судей, и обвинителей и вообще всех «участников процесса». Все происходящее на суде – было фарсом и театральным представлением. Судья Жовноватюк просто не могла принять другое решение. Ведь Виктория Сергеевна – личность довольно известная и даже скандальная. Ездит она, кстати, на автомобиле, значительно более дорогом, чем у наместника Лавры. Ее Toyota Land Cruiser 200 стоит более 3 млн. гривен. И в мае 2023 года вокруг этой машины произошел скандал. Когда неправильно припаркованную судьей «Тойоту» забрал эвакуатор, прибежал ее муж и напал на коммунальщика, забрызгав его слезоточивым газом.
Также, Жовноватюк обвиняли в «служении интересам криминалитета» и «политическом влиянии» со стороны Петра Порошенко (уже не удивляет, что решение о взятии под стражу митрополита Павла выносит человек, связанный с Порошенко, правда?).
Но, больше всего Жовноватюк «прославилась» на собеседовании в конкурсе в Высший антикоррупционный суд, где пыталась уклониться от прямых ответов на вопросы председателя Общественного совета международных экспертов сэра Энтони Хупера. В итоге Виктория Сергеевна была снята с конкурса в связи с «обоснованными сомнениями в ее добродетели».
Поэтому, другого решения в деле митрополита Павла она принять и не могла. Это настолько очевидно, что даже сам митрополит Павел сказал – «судья показала, что она находится под давлением людей, которые в этом заинтересованы». Да и судила она владыку не за какие-то конкретные преступления, а, по словам адвоката владыки Никиты Чекмана, «за православную веру, ведь в материале дела нет ничего того, что раздувают СМИ. Все эти фразы вырваны из контекста».
За что?
Однако, владыку судят не только за это. Надо понимать, что в его лице судят всю Церковь, всю УПЦ. И даже больше, в его лице судят право каждого из нас высказывать свое мнение. Ведь все, что инкриминируют владыке, он говорил не публично, а в частных разговорах по телефону, который, кроме этого, спецслужбы прослушивали без разрешения суда.
Еще, в его лице судят каждого, кто рискнет называть вещи своими именами. Каждого, кто назовет раскол – расколом, гражданский брак – блудом, а гомосексуализм – извращением.
Также, в лице митрополита судят всех, кто смеет думать вразрез с существующей «линией партии». Теперь человек не только не имеет права говорить то, что думает, но не имеет права думать, то что думает. Ведь по большому счету, владыке инкриминировали не только слова, но и мысли, додумав за него то, что мнению судей, он имел ввиду.
Но, больше всего в его лице судят христианство вообще. Неудобна эта религия «новому человеку». Потому что Евангелие – это внутрення свобода, которую в тюремную камеру все равно не упечешь.
Что будет?
Подобная ситуация в истории Церкви уже имела место.
В 20-х года прошлого столетия советская власть решила, что Церковь – это единственная «легальная контрреволюционная организация» на территории СССР. Почему? Потому что у верующих был свой взгляд на творимый большевиками беспредел, потому что их мысли было трудно контролировать, а значит, все они без исключения – «неблагонадежный элемент».
Тогда, в 20-х, власть советов придумала причину, которая позволила ей начать открытые гонения на Церковь – «изъятие церковных ценностей» в пользу голодающих Поволжья. Эта формальная причина была нужна, чтобы «зачистить» религиозное пространство Советского Союза от «неправильной» Церкви и освободить место «правильной», обновленческой. Той самой, которая настолько угодничала власти, что карикатуристы даже изображали ее «священников» в буденовках. Той самой, которую признал Фанар (да-да, совпадения даже в этом).
Несогласных на переход ждала тяжелая участь: часть духовенства выпроводили из страны, тех, кто уехать не захотел – отправили на Соловки. А тех, кто даже на Соловках не забывал о Христе – расстреляли.
Сегодня, через сто лет, все повторяется. Нашим епископам, священникам и мирянам снова, как и сто лет назад, предлагают перейти в «правильную церковь». Можно не сомневаться, что за отказ от этого перехода их ждет то же самое, что и сто лет назад – высылка из страны или тюрьма. Надеемся, что расстреливать несогласных к переходу в ПЦУ не будут, но это не точно, судя по кувалдам и слезоточивому газу, уже применяемым при захватах храмов. Так что, отвечая на вопрос «что будет?», ответим – будет все то, что уже было. Потому что «ничего нового под солнцем нет».
Церкви снова будет очень трудно. Но…
Как уже много раз до наших дней, – Христос снова победит, потому что Он основал такую Церковь, которую не смогут одолеть и врата ада. Церковь снова победит, а ее гонители − канут в Лету, покрыв свои имена несмываемым позором.
Потому что «ничего нового под солнцем нет».
Заставка: Как и 100 лет назад епископы оказываются за решеткой. Фото: СПЖ