Грех великоложества

200

Возобновила ли Католическая церковь охоту на масонов

 Милена Фаустова, Независимая газета

В июне на разных католических ресурсах вдруг стали появляться «откровения» верующих, которые некогда были масонами. Одно из признаний принадлежит Кристофу Флипо – масону с 25-летним стажем, который долгое время совмещал католическую веру с членством в тайном обществе, но в итоге решил покинуть ложу. Объясняя свой поступок, Флипо заметил: он наконец понял, что католичество несовместимо с масонством. «Христиане-масоны очень непоследовательны. Они опираются на набор текстов и традиций, частью которых являются Евангелия, но также и другие тексты и традиции. Из-за этого архангел Гавриил в любой момент может стать Меркурием или Гермесом. Для того чтобы понять это, понадобились годы. Сейчас я виню масонство в его популяризации и релятивизме по отношению ко всем религиям, где все равны и где в итоге уже нет никакой правды», – заявил Флипо одному из католических изданий.

На это интервью можно было бы не обратить внимания, если бы за несколько месяцев до него не произошел ряд значимых событий. В апреле в Италии разгорелся скандал из-за того, что англиканская община страны совершила богослужение в базилике Святого Иоанна на Латеранском холме в Риме. Помимо прочего выяснилось, что священник, который возглавил богослужение в таком важном для Вечного города соборе, оказался масоном.

Вторая новость пришла из Юго-Восточной Азии: филиппинские епископы в конце марта опубликовали заявление, в котором подтвердили свою позицию «в отношении свободных и признанных масонов Филиппин». В документе указывалось, что местная «иерархия с 1954 года и до настоящего времени всегда защищала католическую авторитетную позицию о неприемлемости масонства, учитывая его серьезные ошибки как в философских принципах, так и в практике». Появление столь категоричного заявления было вызвано тем, что католики островов поставили под сомнение национальные консультации, прошедшие с апреля по сентябрь 2022 года в рамках так называемого Синодального пути – трехлетнего собрания священнослужителей, длящегося с осени 2021 года по осень 2024-го. В конце марта с.г. официально завершился континентальный этап Синодального пути, когда представители национальных церквей проводили совместные заседания для обсуждения важнейших проблем. Выяснилось, что в этих встречах участвовали и католики, которые состоят в различных масонских организациях. Епископская конференция Филиппин призвала Старый Свет присоединиться к их заявлению.

В начале марта случился еще один скандал: католические священники Того (Западная Африка) отказались отпевать местного представителя власти Игнасе Анани Кокуви Кломегу из-за того, что он был великим магистром национальной Великой ложи. Отказ вызвал широкий общественный резонанс, и на церковь попытались надавить. Но духовенство не сдавалось, и в итоге масона-католика похоронили по обряду Методистской церкви.

Католическая церковь начиная с XVIII века осуждает масонство. Так, в 1738 году папой Климентом XII была выпущена апостольская конституция «In eminenti», в 1821 году папа Пий VII издал апостольскую конституцию «Ecclesiam a Jesu Christo», а в 1832 году появилась энциклика «Mirari» папы Григория XVI. Папа Лев XIII в 1884-м написал энциклику «Humanum Genus», которую озаглавил «Осуждение философского релятивизма и морали масонства». В ней понтифик утверждал: главная цель масонов «разрушить до основания весь религиозный и общественный порядок, созданный христианством, и создать свой порядок, придав ему имя и основание натурализма».

Вплоть до 1983 года осуждение масонства присутствовало в Кодексе канонического права Католической церкви, однако после того, как он был переработан папой Иоанном Павлом II, упоминания о масонстве из него пропали. Однако тогдашняя Конгрегации вероучения издала отдельный документ, где была «недвусмысленно подтверждена негативная оценка церковью деятельности масонских ассоциаций». «Верующие, которые принадлежат к масонским организациям, находятся в состоянии тяжкого греха и не могут приступать к святому причастию», – утверждала декларация, одобренная папой Иоанном Павлом II и подписанная кардиналом Йозефом Ратцингером (будущим папой Бенедиктом XVI).

В каноническом праве эта декларация не играет значимой роли, но имеет определенный богословский вес. Однако поскольку Апостольская конституция 1983 года прямо не запрещала католикам членство в масонских организациях, то с годами и священники, и миряне решили, что церковь смягчила свою позицию в отношении лиц без сана. В этой мысли верующих укрепили и действия нынешнего папы Франциска. Например, обнародованная осенью 2020 года энциклика Бергольо «Fratelli Tutti» («Все братья») вызвала восторг у испанских масонов. Они заявили, что понтифик поддерживает их принципы «универсального братства». С еще большим удовлетворением они восприняли «документ о братстве», подписанный папой в феврале 2019 года с верховным имамом мусульманского университета «Аль-Азхар» Ахмадом Аль-Тайибом.

В марте 2020 года немецкий сайт katholisch.de представил книгу австрийского священника, экс-дипломата и сотрудника Ватикана Михаэля Венингера «Ложа и алтарь» («Loge and Altar»). Автор объясняет, почему можно быть католиком и масоном одновременно, а также говорит о том, что католичество и масонство не должны враждовать. По мнению Венингера, сегодня нужно различать разные типы масонов. «Существуют «регулярные» ложи масонов под эгидой Великой ложи Англии, в которую также входили масоны Великой ложи Австрии под руководством их нынешнего великого мастера и католика Георга Семлера. Церковь слишком долго не делала различий между этими «регулярными» масонами и другими, иногда сектантскими или антицерковными», – подчеркивает автор. Он добавляет, что «в современном мире насчитывается около двух миллионов католиков, которые являются членами «регулярной» масонской ложи». Венингер также заметил, что экземпляры его книги были переданы папе Франциску и различным кардиналам, в том числе архиепископу Вены, кардиналу Кристофу Шёнборну, и «были приняты с доброжелательностью всеми без исключения».

Сразу после публикации «Loge and Altar» на различных масонских сайтах появились сообщения о том, что Венингер «стал масоном еще до рукоположения в Католической церкви» и «в Ватикане это хорошо знали». Более того, книга Венингера основана на его диссертации, которая называлась «Мудрость. Сила. Красота. О примирении Католической церкви и регулярного масонства». За этот труд он в 2019 году получил степень доктора при папском Григорианском университете. Любопытно, что это образовательное учреждение находится под управлением Общества Иисуса (иезуитов), к которому принадлежит и папа Франциск.

Иезуиты и масоны до недавнего времени считались непримиримыми врагами. Некоторые историки полагают, что именно представители масонской элиты Европы вынудили папу Климента XIV, который до того объявил интердикт масонству, в 1773 году упразднить Общество Иисуса. Однако после выхода книги Венингера все чаще стали говорить о сближении Ватикана с масонством. При Святом престоле, впрочем, на эти слухи никак не реагируют. При этом Михаэль Венингер до середины 2020 года числился в Папском совете по межрелигиозному диалогу (с 2022 года – Дикастерия по межрелигиозному диалогу), однако сейчас его имя среди членов Дикастерии найти не удалось.

Заставка: Михаэль Венингер wikidata

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: