Патриарх Варфоломей против традиционных ценностей: маски сброшены?

294

Кирилл Александров, СПЖ

На Ассамблее евроцерквей глава Фанара раскритиковал сотрудничество на основе традиционных ценностей, назвав его «новым экуменизмом». Анализируем, что это значит.

18 июня 2023 г. в Таллинне состоялась 16-я общая ассамблея Конференции европейских Церквей (КЕЦ).

Сама эта организация была создана в 1959 г. с целью способствовать примирению народов Европы после Второй мировой войны. РПЦ была одной из основательниц и активной участницей КЕЦ вплоть до 2008 г., когда она приостановила свое участие в этой организации. Всего в состав КЕЦ входит порядка 125 христианских конфессий Европы. Нынешняя Ассамблея ознаменовалась тем, что в ее состав была принята ПЦУ.

Теперь, собственно, о скандальном высказывании патриарха Варфоломея. Оно было посвящено теме экуменизма и в нем он отмечал правильность так называемого «хорошего» или «классического» экуменизма. Этот экуменизм получил свое развитие после Второй мировой войны, когда стали создаваться различные европейские и мировые экуменические организации, прозванные наладить диалог между представителями различных конфессий.

Считалось, что такой диалог будет способствовать взаимопониманию между народами и преодолению тех разделений, которые возникли вследствие Второй мировой войны. Цели были, в общем-то хорошие, но само сотрудничество религиозных организаций стало развиваться в несколько ином направлении. Этот «хороший» экуменизм исходил из идеи равноценности всех религий, или по крайней мере всех христианских конфессий. Согласно этой идеологии, ни одна конфессия не может претендовать на исключительность, на то, что только она есть единственная истинная Церковь, а все остальные – это представители еретических ложных учений. Это считается неуважительным, не толерантным отношением к другим конфессиям, хотя по сути дела, это и есть христианское учение о Церкви: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

«Хороший» экуменизм

«Хороший» экуменизм постулировал, что стены между конфессиями, и, даже шире, между религиями, не достигают до неба. Образ очень красивый. Но ведь христианские конфессии, не говоря уже о религиях, отличаются друг от друга не какими-то мелочами, а очень существенными моментами. Различие в догматических вероопределениях, различия в учении о нравственности, различия в том, что составляет основу религиозного мировоззрения – все это не позволяет религиозным организациям в своем экуменизме заходить далее простого сотрудничества по каким-либо житейским земным вопросам. Однако «хороший» экуменизм идет значительно дальше и заявляет о стремлении к объединению конфессий и даже религий. Проведение совместных «богослужений» и «обрядов» наглядный тому пример.

Вот что пишет об этом «хорошем» экуменизме американский подвижник Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего»: «До недавнего времени казалось, что экуменизм – нечто настолько искусственное, синтетическое, что никакой собственной духовности он не несет; “литургии”, проводимые на экуменических собраниях – от больших до малых, казались всего-навсего чуть более сложным вариантом протестантской воскресной службы. Но сама природа экуменической ереси – вера в то, что нет единой видимой Церкви Христовой, что такая Церковь только еще формируется, – такова, что она подвергает душу, поддавшуюся ее влиянию, определенным духовным воздействиям, которые с течением времени должны привести к типично экуменическому “благочестию” и “духовности”».

Это экуменическое «благочестие» и «духовность» наиболее ярко выражается в политике либерализма и толерантности по отношению к любым извращениям и заблуждениям. Спекулируя на заповеди о любви и на словах Господа: «да будут все едино» (Ин 17:21), сторонники экуменизма, в том числе и от Православия, проповедуют толерантность к таким отклонениям от норм христианской морали как ЛГБТ, аборты, эвтаназия и так далее.

Например, 21 января 2022 г. во время, так называемого «Экуменического богослужения ради единства Церквей» прошедшего на Фанаре, патриарх Варфоломей заявил: «Будущее экуменического движения заключается в том, чтобы охватить “свет любви” посредством включения новых символов терпимости и сосуществования в нашу повседневную жизнь, которая борется с предрассудками и дискриминацией <…> Когда мы сегодня здесь молимся о единстве христианства, давайте с надеждой продвигаться вперед по пути к этому общему делу, которого мы очень жаждем».

На этом мероприятии было наглядно показано, что это за «новые символы терпимости». Среди прочих религиозных деятелей в «богослужении» участвовала некая «епископесса» и ее присутствие нисколько не смущало главу Фанара.

Как известно, патриарх Варфоломей всемерно поддерживает нынешнего президента США Джо Байдена, который, несмотря на свою принадлежность к католицизму продвигает идеологию ЛГБТ, свободу абортов и так далее. И Американская Архиепископия Фанара, и сам Константинопольский патриархат поддерживают эту повестку и продвигают ее в массы.

Например, 9 июля 2022 г. в пригороде Афин в храме Панагии Фанеромени глава Архиепископии Константинопольского патриархата в США архиепископ Элпидофор совершил крещение детей гомосексуальной пары. Это не было каким-то частным событием. Масштаб происшедшего события, резонанс, который оно вызвало, известность и финансовые возможности участников, а также степень их вовлеченности в дела Американской Архиепископии и прочие обстоятельства свидетельствуют, что это была некая декларация, громогласная заявка на изменение отношения Фанара к ЛГБТ.

Еще одна такая заявка была сделала 10 июня 2023 г. когда тот же глава фанариотской архиепископии в США архиепископ Элпидофор совершил вечерню в храме святого апостола Варфоломея Епископальной церкви США на Манхеттене. При этом богослужение, приуроченное ко дню тезоименитства патриарха Варфоломея, было совершено в храме, на котором висит флаг ЛГБТ-сообщества.

Многие критиковали архиепископа Элпидофора за это, но он ответил, что те, кто осуждает православное богослужение в храме с ЛГБТ-флагами, не имеют доброты. Он также подчеркнул, что это не случайность и не совпадение, а именно декларирование позиции Фанара по отношению как к идеологии ЛГБТ, так и к экуменизму.

По его мнению, «мы празднуем именины вселенского патриарха здесь, в церкви другой христианской общины, потому что его святейшество − это само определение экуменичности». В этом архиепископ Элпидофор абсолютно прав: патриарх Варфоломей действительно «это само определение экуменичности». Только вот теперь выясняется, что эта экуменичность может быт и «плохой» если основывается на традиционных ценностях.

«Плохой» экуменизм

Когда засилье ультралиберальной повестки в экуменическом движении стало зашкаливать и уже очень резко расходиться с текстом Священного Писания, с теми самыми традиционными ценностями, во многих религиозных организациях возникла обратная реакция. И среди православных, и среди католиков, и среди некоторых протестантских деноминаций стали все громче раздаваться голоса тех, кто заявлял о явной несовместимости этой либеральной повестки с христианским учением о нравственности, что принятие ЛГБТ идеологии и всех остальных либеральных новшеств является отречением от Евангелия, предательством учения Иисуса Христа.

Естественно, представители различных религиозных организаций, которые хотели сохранить верность традиционному христианскому учению о нравственности, быстро увидели друг в друге союзников в этом деле. Стало намечаться противостояние между такими приверженцами традиционных ценностей из разных конфессий и представителями того «классического», «хорошего» экуменизма, который предполагал продвижение либеральной повестки. И эти последние увидели в этом угрозу своим экуменическим усилиям.

И вот патриарх Варфоломей, не просто как представитель этого «хорошего» экуменизма», а по слову архиепископа Элпидофора как «само определение экуменичности» сделал выпад против сотрудничества приверженцев традиционных ценностей из различных конфессий, назвав это «новым экуменизмом».

«Есть те, кто призывает к “новому экуменизму” – объединению христианских Церквей вокруг так называемых традиционалистических ценностей. Эта форма экуменизма обязательно создает странные альянсы среди христианских Церквей. Церкви, которые раньше были против любого вида экуменической беседы, сейчас готовы участвовать в так называемом «новом экуменизме», поддерживающем традиционалистические ценности», – заявил патриарх Варфоломей.

Слышать это из уст давнего и последовательного экумениста весьма странно: как экуменист может выступать против экуменизма, независимо от того, «старый» он или «новый»? Но в том-то и дело, что приверженность традиционным ценностям является главной угрозой экуменизму как построению «сверхцеркви», объединяющей представителей разных взглядов на вероучение мораль и нравственность. Той «сверхцеркви», о которой предупреждал и иеромонах Серафим (Роуз) и многие другие подвижники и богословы.

Ведь если мы постулируем, что истины нет или что она размыта по разным конфессиям, частичка – там, частичка – там, то мы будем стремиться к объединению этих конфессий в нечто единое, ибо так мы «соберем» истину. Если же мы будем утверждать, что Истина есуществует и что есть та Церковь, в которой она содержится во всей своей полноте, тогда мы будем искать эту Церковь, исследовать учение каждой конфессии на предмет его соответствию Священному Писанию и Преданию Церкви. То есть, уходить в совсем иную сторону, чем ту, в которую нас тянут экуменисты вроде патриарха Варфоломея. Поэтому-то он так и ополчается против сторонников традиционных ценностей и противопоставляет «новый» экуменизм «старому». «Если в ХХ веке экуменизм рассматривался как путь к содействию в видении общего человеческого сообщества и общего блага, то «новый экуменизм» ХХІ века стал разбивающей и разрушающей силой», – сказал патриарх Варфоломей.

Но ведь Христос пришел не объединить человечество на основе каких-то абстрактных общечеловеческих ценностей, а разделить его по критерию отношения к Себе Самому: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф 10:32-35).

А Евангелие от Марка показывает нам еще одну грань этого отречения от Христа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38). То есть отрекается от Христа тот, кто стыдится Его слов. А что такое слово Христа? Это – Священное Писание, Слово Божие, в котором содержится откровение Божие людям. И если Священное Писание называет содомию грехом, то тот, кто стыдится этих слов, отрекается от Христа со всеми вытекающими последствиями.

Если мы говорим, что Христос объединил людей, то имеем ввиду, что Он объединил их вокруг Себя, вокруг веры в Него как в Сына Божия. Христос, а не общечеловеческие ценности – центр такого объединения. Но «его всесвятейшество» патриарх Варфоломей ратует за старый добрый экуменизм, который игнорирует и вероучительные истины и моральные нормы.

При этом для дискредитации традиционных ценностей он пытается связать их с РПЦ. Это достаточно эффективный прием, если бы не одно «но». Действительно, РПЦ поддержала кровавую агрессию РФ против Украины, спекулируя при этом на якобы защите тех самых традиционных ценностей. О том, что человеческая жизнь – еще более традиционная ценность, чем гетеросексуальная ориентация, в РПЦ предпочитают не говорить. Из-за этого РПЦ стала токсичной в глазах многих людей. Поэтому сегодня для дискредитации кого-либо в религиозной сфере достаточно просто связать его с РПЦ.

Однако патриарх Варфоломей умудрился ошибиться и здесь. Упомянув о приверженности РПЦ традиционным ценностям в негативном смысле, он начал приводить примеры «плохого» экуменизма в США.

«Например, некоторые американские евангельские христиане, ранее считавшие католиков и православных христиан «чествующими идолов язычниками», сейчас кажутся готовыми сотрудничать с определенными католическими и православными христианами для поддержки этих ценностей», – посетовал патриарх Варфоломей. Получается, что приверженность традиционным ценностям – это не только «российский нарратив» и дело тут вовсе не в РПЦ.

Что же это все означает?

Думается, что патриарх Варфоломей обличил сам себя, сбросил маску, под которой он скрывал свою приверженность либеральной повестке с ее идеологией ЛГБТ и прочими отступлениями от Священного Писания. Теперь всем становится понятно, куда он ведет своих приверженцев. В католичестве сейчас назревает самый настоящих раскол между либералами, продвигающими ЛГБТ, женское священство и консерваторами, выступающими за традиционные ценности. Такие же тенденции, хотя и с некоторым запозданием, прослеживаются и в Православии.

Немецкие католики, многие их собратья из других стран, да и сам папа Франциск позиционируют себя приверженцами либеральной повестки. Они же выступают за сближение с иными конфессиями вплоть до объединения. В Православии также начали обозначаться контуры разделения на традиционалистов и либералов. На сторону последних уже прочно стал Фанар, а особенно его Американская Архиепископия. Александрийский патриархат недавно отметился серьезным реверансом в сторону «хорошего» экуменизма. Кто будет следующим, посмотрим. Одно можно сказать уже достаточно определенно: все те, кто признал главенство Фанара в Православии, кто подчинился его решениям по украинскому вопросу (и не только), кто поставил авторитет Константинопольского патриархата выше традиционного учения Церкви, все они будут вынуждены следовать за Фанаром в его «хорошем» экуменизме и отказе от традиционных ценностей.

Выбор за каждым из нас.

Заставка: СПЖ

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: