Проблема российской экономики, которая становится все более ощутимой в связи с усилением санкционного давления со стороны Запада, заключается в дефиците современных технологий и инвестиций.
Правительство отреагировало на этот вызов разработкой и утверждением Концепции технологического развития страны до 2030 года. В ее рамках уже одобрено 10 мегапроектов, реализация которых должна позволить стране достичь технологического суверенитета к 2030 году по производству продукции, определяющей ныне технологический прогресс (включая микрочипы, новые материалы, беспилотники и авиационные системы и др.).
Однако на сегодняшний день эта амбициозная программа более похожа на утопию, чем на «дорожную карту».
Во-первых, из-за западных санкций Россия оказалась отрезанной от современных центров технологического развития и инноваций.
Во-вторых, уже сейчас страна испытывает дефицит высококвалифицированных кадров, необходимых для реализации этой концепции. Например, на прошедшем Евразийском экономическом форуме первый заместитель министра промышленности и торговли РФ В.Осьмаков заявил, что главной проблемой российской промышленности на данный момент являются не санкции, а отсутствие кадров. По мере продолжения СВО этих кадров станет еще меньше. И, наконец, для реализации концепции требуется иная экономическая модель, создающая благоприятные условия для предпринимательской инициативы, особенно в высокотехнологичном секторе. Существующая же модель, в которой доминируют крупные госкомпании и близкие к власти «короли госзаказа», частная инициатива подавляется административным контролем и многочисленными бюрократическими ограничениями, а деятельность ученых, их контакты сдерживаются жесткими мерами со стороны спецслужб, не подходит для достижения технологического суверенитета.
Что касается дефицита кадров, то и эта проблема становится все более чувствительной для российской экономики. По данным опроса Института Е.Гайдара, обнародованным в мае, 35% российских предприятий в настоящее время испытывают дефицит кадров. Из-за дефицита врачей Минздрав, например, планирует поручать исполнение некоторых врачебных функций медсестрам, что, несомненно, скажется на качестве медицинского обслуживания.
Власти так и не определились с характером экономической модели, по которой должна развиваться Россия в условиях длительного конфликта с Западом. С одной стороны, они рассчитывают на развитие частной инициативы. Так, откликаясь на просьбы предпринимательских ассоциаций – РСПП и «Деловой России», В.Путин поручил соответствующим органам разработать поправки в УК для смягчения наказаний за экономические преступления. Но, с другой стороны, власти все чаще обращаются за опытом административно-распределительной экономики.
В частности, в Гос.Думу внесен законопроект об обязательном распределении сроком на 3 года выпускников вузов, хотя очевидно, что ничего кроме роста коррупции он не принесет. А процветающие частные предприятия найдут возможности, как привлечь к себе на работу лучших выпускников, минуя любую обязательную систему распределения. Данный законопроект вызвал много критики, в частности, его раскритиковали в прокремлевской партии «Новые люди», назвав «идеей из прошлого» и заявив, что такая практика будет губительной: «для студентов распределение – это полная потеря мотивации. Сутками готовиться к ЕГЭ, выбирать хороший вуз, а потом три года работать там, где скажут» (А.Нечаев). Большинство экспертов сомневаются в том, что в нынешнем виде он будет принят.
Близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (брат первого вице-премьера Д.Белоусов ведет в нем научное направление) для преодоления в масштабах страны дефицита кадров предложил перейти к их централизованному перераспределению между регионами и переобучению. Группа депутатов Госдумы, реагируя на проблему дефицита рабочих специальностей, выступила с законодательной инициативой об обязательном привлечении школьников к общественно-полезному труду.
Заставка: фрагмент minobrnauki