Освободим музыку от русофобии!

90
В Милане с огромным успехом прошёл концерт пианистки Валентины Лисицы
Элизео Бертолази, Милан

Всемирно известная пианистка украинского происхождения виртуозно исполнила 24 прелюдии Сергея Рахманинова, русского композитора и музыканта, на 150-летие композитора.

Это был превосходный, необыкновенный спектакль без антракта, закончившийся искренними и очень долгими аплодисментами присутствовавших на нём. Послание залу было громким и ясным: культура не может иметь политического подтекста и быть объектом предубеждений и цензуры.

Напомним, в прошлом году у Валентины Лисицы был отменен запланированный концерт в театре «Ла Фениче» в Венеции. Причина в том, что пианистка «осмелилась» играть посреди руин освобожденного Мариуполя.

Ее выступление в Донбассе сочли политическим актом – декларацией близости к России, что в русофобских кругах в Италии (казалось бы, колыбели культуры!), не осталось не замеченным – её концерты в Венеции были тут же отменены.

Инициатива пригласить пианистку в Милан исходила снизу, от гражданского общества, от Комитета промоутеров, итальянцев, которые, несмотря на официальную позицию Италии, все еще верят в культуру как универсальное послание миру. Среди наиболее авторитетных членов Комитета были посол Альберто Браданини, историк Франко Кардини, издатель Сандро Тети, писательница Джермана Леони, журналист-специалист по геополитике Манлио Динуччи, музыкант Мирко Преатони, президент Ассоциации «За мир без войн» Берениче Галли, адвокат Фламинио Маффеттини. Как точно сказала журналистка и писательница, инициатор концерта Джинни Тоски Мараццани Висконти: «Культура, искусство и музыка, прежде всего, должны быть выше политики, потому что они создают мосты между людьми и народами».

Отсюда и желание организовать совместно с телеканалом «Byoblu», с программой «Pangea Grandangolo» концерт, который вернул бы внимание к неотъемлемому принципу: культура как таковая является элементом роста общества.

Как верно заметил Мирко Преатони: «Мы гордимся тем, что организовали это музыкальное мероприятие. Важно вернуть эти культурные пространства. Этот концерт, и вообще такого рода инициативы, представляют собой конкретную акцию большой символической ценности. Это значит помнить, кто мы такие – Италия является колыбелью музыки и искусства – уважать себя, быть готовым уважать и слушать других, твердо верить в то, что красота и истина неудержимы».

Организовать мероприятие было непростым делом, многие театры, с которыми велись переговоры, когда узнавали, что речь идет о концерте Валентины Лисицы, отказывались от предложения. Однако в итоге оргкомитету удалось найти частный зал, специально оборудованный для проведения концерта.

На концерте присутствовала Дарья Пушкова, директор Российского центра науки и культуры в Риме, вот ее впечатления:

– Валентина Лисица на сцене – это магия, чистое искусство! От воспоминания о том, как порхают ее пальцы по клавишам рояля у меня идут мурашки по телу. Такой уровень владения инструментом, талант такой величины встречается нечасто – и должен быть объявлен мировым культурным наследием вне границ. Я очень рада, что сегодня здесь, в Милане, прозвучали 24 прелюдии Сергея Рахманинова, приуроченные к 150-летию со дня рождения композитора. Эта программа, и то, что итальянская публика настояла на приезде Валентины Лисицы после того, как ей отказали в «Ла Фениче», говорит о том, что Италия остается одним из немногих мест в Европе, где голос русской культуры звучит сильно и ярко, несмотря ни на какие препоны».

Валентина Лисица дала мне это эксклюзивное интервью для «Столетия»:

Мы знаем, что театр «Ла Фениче» в Венеции, увы, отказал вам в концерте. Но сейчас вы смогли всё же выступить в Италии. Что вы думаете, что вы чувствуете? Это большая радость, что, в конце концов, всё получилось…

– Это действительно, прорыв, и, это, можно сказать, победа. И причём – общая победа, не только моя: ну что я, я приезжаю, я играю здесь для чудесной публики. Но это, действительно, общая победа, это победа общества, той другой Италии, которая не согласна с официальной точкой зрения, которая прекрасно понимает, за что идёт борьба, прекрасно понимает необходимость в мире, сотрудничестве. И вот, плод этой борьбы – наш концерт. Триумф свободы слова, свободы мнений, триумф мира и добра. Рахманинов, которого отменяют вместе со всей русской культурой, является частью не отмененной европейской культуры, и общечеловеческой. Кстати, корень фамилии Рахманинов – Рахман, одно из имён пророка, в переводе – это молитва, и вот так всё в мире взаимосвязано… Мы все – одна семья. И этот концерт подчёркивает то, как мы можем жить, работать, наслаждаться вместе великой музыкой.

Вместе… Да, правильно, я абсолютно согласен с вами, это победа цивилизации, победа культуры над варварством…

– Да, культура, это именно антоним варварству. И вот, когда пытаются отменить культуру, что остаётся? Не остаётся пустое место, остаётся её антагонизм: мы скатываемся в варварство.

Скажите пожалуйста, каковы были ваши чувства, когда вы получили отказ от театра «Ла Фениче»?

– Вы знаете, меня наибольшим образом, это я высказала в соцсетях, оскорбила до глубины души именно форма отказа. Я понимаю, что ситуация сложная, хотя, смотрите, как  американка, я никогда не сталкивалась с подобным, когда шло вторжение США в Ирак, от меня никто не требовал писать письма с осуждением режима США, мои концерты не отменялись в Европе. Хотя не все в Европе были согласны с этим, ведь Германия тогда не послала свои войска, но ничего не произошло. Сейчас идёт Специальная военная операция, и концерты начали отменять. Я понимаю, что мы в состоянии практически холодной войны и слава богу, что не горячей, хотя она уже очень тёплая. Что меня возмутило в данном случае, хотя концерты отменялись и до этого не раз, это то, что написали мне организаторы. Мол, они сначала «наняли» меня, так как я этническая украинка, я гражданка Украины. И они, таким образом, признались, что они хотели поддержать Украину! Но, когда они узнали кто я на самом деле, о «пятой строке» в паспорте, они отменили этот концерт! В ответе им я написала, что они до глубины души оскорбили меня не своей отменой, а тем, что «наняли» меня исполнять не за то, что я считаюсь, по признанию музыковедов, одной из лучших исполнительниц Рахманинова, а потому что я украинка! Вот это было невероятно обидно!

Я потом написала в соцсетях, что это в точности повторило историю с т.н. перегибами в Советском Союзе. Моя мама была тогда отличным работником, работала на фабрике. За эти качества её решили выдвинуть в Верховный совет – это огромная честь, её бы жизнь вмиг поменялась бы, она бы вошла в элиту страны. Её выдвинули, а потом вызвали и сказали: «Вы знаете, товарищ Лисица, мы очень извиняемся перед вами, но мы сделали ошибку. Мы думали, что вы украинка». И решение отменили! То есть мою маму выдвинули не за то, как она работала, не за то, каким она была организатором профсоюзов, а чисто по паспорту. И со мной произошло такое же в XXI веке, в Европе, в Италии! Вот что удивительно!

Скажите мне, пожалуйста, я знаю, что вы выступали в Донбассе, это, конечно, героическое решение. Какая была для вас мотивация выступить там, в таком месте, где очень опасно?

– Для меня единственная мотивация, как для музыканта, это то, что Бог дал мне талант, и я обязана им делиться. Я никогда не спрашиваю мою публику, каковы их политические взгляды, за кого они голосовали: за республиканцев или демократов? Я играю везде, где людям нужна музыка. И для меня поехать в Донбасс, когда меня пригласила филармония, не было вопросом – опасно или нет, потому что мы приезжаем и уезжаем, а люди там живут! И герои, на самом деле, это не музыканты, которые приезжают, а они, те, кто под бомбами выстраивались в очередь и сметали билеты в филармонию и в театры, чтобы пойти на наш концерт. Люди, которые живут уже 9-й год под бомбами, в любой момент готовые погибнуть… Вот настоящие герои! А для меня это не геройство. Для меня не стояло вопроса – ехать или не ехать, чтобы сыграть для этих людей. Если это кому-то не понравилось, если это сочли преступлением – это на их совести. В «Фигаро» даже написали, что я играла на костях погибших людей в Мариуполе, и меня противопоставили одному из боевиков «Азова»*, который исполнил какую-то патриотичную украинскую песню в подвале Азовстали, – вот, мол, как настоящий украинец должен поступать. Но, это мелочи, что он пёк пиццу с нацистскими символами и зиговал, это не считается! То есть для меня, конечно, это было шоком, но, возвращаясь к нашей теме, – вопроса для меня не стояло, где мне играть! Я играю везде, для всех, кому это надо.

Спасибо Валентина! Вы не только необыкновенный музыкант, вы еще и пример человеческого достоинства. Я благодарю Бога, что есть на свете такие люди, как вы! Горжусь знакомством с вами!


 

Источник:  stoletie.ru

 

Заставка:  stoletie.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: