Число вакансий на каждого соискателя на российском рынке труда на конец 2022 года достигло максимума, составив в среднем по 2,5 вакансии. Разница между спросом и предложением стала рекордной с 2005 года. Однако радоваться таким «рекордам» не приходится.
Наиболее острую потребность в сотрудниках испытывают в Тульской области, где на каждого безработного в декабре 2022 года было открыто около 11 вакансий. В тройку регионов, страдающих от кадрового голода также входят Еврейская автономная область (10 вакансий на одного безработного) и Ленинградская область (9,1 вакансии).
Больше всего местную власть беспокоит то, что уровень безработицы среди молодёжи значительно превышает общие показатели. Только в регионах Черноземья, согласно исследованию компанией FinExpertiza, в 2022 году количество молодых специалистов (до 30 лет) сократилось на 5-12%. Зато число занятых в IT-отрасли, как утверждает Минфиры, выросло на те же 12 %.
Безработных граждан в России из месяца в месяц становится всё меньше. Ещё осенью прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что занятость на нашем рынке труда демонстрирует рекордные показатели, а по итогам 2022 года зафиксирован исторический минимум уровня безработицы – 3,7%.
В феврале этого года поставлен ещё один рекорд: безработица снизилась до 3,5% от общего количества рабочей силы. Приводя такую цифру, министр экономического развития Максим Решетников выразил уверенность, что занятость в России будет и в дальше ставить рекорды.
Но радоваться тут по большому счёту нечему. Вместе с рекордной занятостью обострилась проблема нехватки квалифицированных работников.
О дефиците рабочей силы в прошлом году заговорили на самом высоком уровне: в парламенте, правительстве, Центробанке. Для подъёма экономики и выполнения грандиозных планов, намеченных главой государства и правительством, нужны миллионы рабочих рук, а взять их прямо сейчас неоткуда.
Одни эксперты считают, что главная причина этого – отток населения и объявленная в сентябре прошлого года мобилизация, другие связывают кадровую проблему с ростом экономики и демографическими проблемами.
Как утверждает демограф Игорь Ефремов, в 2022 году за рубеж укатили около 500 тыс. россиян, более 300 тыс. поступили на военную службу. По информации известного рекрутингового портала HeadHunter (hh.ru), интерес к нашим работникам вырос практически во всех дружественных странах. В разы больше приглашений, чем обычно, россияне получили из Индонезии, Сербии, Турции, ОАЭ, Мексики, Киргизии. Да и многие государства, присоединившиеся к санкциям, тоже стали чаще звать россиян к себе на работу. Например, из США им пришло в три раза больше приглашений, чем год назад.
Во ВНИИ труда нехватку молодых рук на отечественном производстве связывают с низкой рождаемостью в девяностые годы и высокой вовлечённостью выпускников школ в очное обучение. Однако, в общем и целом, уровень занятости молодежи не снизился. Свою роль в этом, как полагают учёные, сыграла долгосрочная программа содействия занятости молодёжи до 2030 года.
Ситуацию с нехваткой рабочих рук недавно обсуждала межведомственная рабочая группа по восстановлению рынка труда во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой. Она сообщила, что число зарегистрированных безработных в центрах занятости составляет всего 541 тыс. человек, что на 23 тыс. меньше, чем в начале года.
При этом количество вакансий превышает 1,5 млн предложений. Такого изобилия рабочих мест в новой России не припомнит никто. На десятки тысяч сократилось число находящихся в простое и занятых неполный рабочий день. Заработала программа субсидирования найма. Правда, по ней трудоустроено пока всего около девяти тысяч человек.
Сегодня соискателям доступны тысячи образовательных программ, число которых, как сообщает Минтруд, будет увеличиваться. В рамках нацпроекта «Демография» сегодня проходят бесплатное обучение более 16 тысяч человек, за четыре года более 600 тысяч смогли получить новые компетенции, ещё 43 тысячи заключили договоры на участие в общественных и временных работах. Главные направления заданы, но массовое обучение или переобучение будущего персонала налажено не везде.
Кадровые агентства подтверждают, что спрос на работников по итогам первого квартала 2023 года остаётся высоким. Многие компании адаптировались к новой ситуации и «разморозили» планы найма.
Аналитики делают вывод, что российский рынок труда вошёл в новый режим, для которого характерны крайне высокий уровень вакансий и крайне низкий уровень безработицы. В первую очередь повсюду требуются обладатели рабочих и инженерных специальностей, занятые в АПК, а также специалисты, связанные с импортозамещением и санкциями.
Кадровый вопрос постоянно выносится на совещания президента РФ по экономическим вопросам. Вот и на прошлой неделе, заявив о том, что «российская экономика продолжает активно развиваться и есть основания полагать, что экономическая активность будет и дальше расти», Владимир Путин признал, что «в России по многим направлениям не хватает рабочих рук». Для решения этой проблемы глава государства предложил использовать кадровый потенциал регионов, где пока сохраняется высокий уровень безработицы, внедрять технологии бережливого производства и автоматизации во всех отраслях экономики и в социальной сфере, увеличить инвестиции в подготовку специалистов по самым важным, востребованным профессиям.
Чиновники предлагают привлекать к рабочим специальностям на предприятия Ярославской и Самарской областей граждан из регионов, где людям негде работать. Однако не все уверены, что специалисты с удовольствием переедут туда, где нет жилья, и условия жизни оставляют желать лучшего.
Не вызвали поддержки и предложения о дополнительном налоге на рабочих и бизнес, использующем труд мигрантов, о преодолении структурной безработицы за счёт соотечественников.
Как правило, кадровый голод предприятия стараются утолить сами. Завод «Аллегро» (ЕВРАЗ) по производству железнодорожных колес (Свердловская область) организовал выездной отдел кадров. Его примеру последовали основатели промышленной группы «Рейл Сервис» в ОЭЗ «Титановая долина» (Верхняя Салда). Во второй половине 2023 года они намерены открыть новый завод на 443 рабочих места и ищут квалифицированных специалистов для работы на передовом оборудовании. На завод «Нейвасталь», построенный в Алапаевске, где будут производить отечественное оборудование для горнорудной и угольной промышленности, открыты вакансии на 1200 сотрудников.
Создание выездных отделов по набору персонала с участием опытных «кадровиков-зазывал» дело нужное, но проблему в масштабах страны оно не решает. На конференции «Кадровый потенциал переселенцев из Европы и США: региональная практика» директор департамента внешних связей правительства Нижегородской области Ольга Гусева заявила, что из Германии в Россию на постоянное место жительства готовы переехать около 300 человек, в совершенстве владеющих рабочими и технологическими профессиями. А до конца года их число может вырасти в несколько раз.
Жители недружественной нам страны во время участия в проекте «Автопробег дружбы» посетили предприятия, пообщались с местным населением и поняли, что в России могут применить свои умения и навыки, а у себя на родине сегодня они никому не нужны.
Участники конференции выразили уверенность, что поток европейцев, потерявших работу в крупных концернах, и желающих осесть в России, будет расти. А значит, возникает необходимость в создании государственной программы или какого-либо другого основополагающего документа, который закрепил бы механизм переселения, трудоустройства, организации курсов русского языка, устройства детей иностранных специалистов в наши школы, оказании помощи тем, кто хочет жить и трудиться в России.
Не вызывает сомнения, что богатые предприятия с распростёртыми объятьями готовы встретить бегущих из Европы специалистов. Но даже если на помощь нам приедет тысяча–другая отважных немцев, французов или шведов, кадровую проблему это не решит.
Только за 2022 год по программе импортозамещения в России введены в строй 302 новых производственных объекта, и на этом никто не собирается останавливаться. Регионы при поддержке государства намерены «галопом» наращивать свой промышленный потенциал. На каждое из таких предприятий требуются сотни, а то и тысячи сотрудников.
А всего по стране, по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, совокупный спрос на рабочие места по стране (с учётом занятых и свободных вакансий) составляет 74,7 млн человек. Такого кадрового голода российская экономика ещё не знала.
По оценкам экономистов, загрузка производственных мощностей в России держится на уровне 61%. Это значит, что трудового ресурса в стране крайне недостаточно даже для того, чтобы загрузить существующие у нас мощности до нормального уровня (на 80-100%). На предприятиях некому работать, приходится просить вставать к станкам людей пенсионного возраста. В IV квартале 2022 года на каждого неработающего россиянина приходилось в среднем 2,5 вакансии. Это максимальный показатель с 2005 года.
Профессор Института образования ВШЭ И.В. Абанкина кадровые проблемы связывает с тем, что в 2021 году в колледжах была введена короткая двухлетняя программа специалитета по рабочим профессиям, по которой выпускник получает профессию в 16–17 лет, а потом при устройстве на работу возникает масса ограничений по Трудовому кодексу. Но не это главное. С переходом к рыночной экономике в стране упала престижность рабочей профессии. Многие молодые люди, с детства привыкшие к Интернету и гаджетам, представляют себя будущими офисными работниками и совсем не готовы отрываться от компьютеров и идти на производство.
Для того, чтобы сформировать у них другое мышление, потребуются годы, а кадровую проблему нужно решать уже сейчас. Профессор И.В. Абанкина предлагает в данный момент искать трудовые резервы среди трудовых мигрантов. Причём начинать готовить кадры можно в самих республиках, создав там сеть учебных заведений по специальностям, которые больше всего востребованы в России.
В рамках ЕАЭС это вполне возможно, но надо учитывать, что сегодня мигрантов интересует не только зарплата, но и нормальное жилье. К тому же не все «друзья из ближнего зарубежья» приезжают сюда добросовестно трудиться. Они приносят и массу проблем, о которых предостерегает секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Это «серьёзные риски роста преступности, возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве, массовых беспорядков», что «способствует повышению напряжённости среди коренного населения».
Другой подход к решению кадровой проблемы предлагает «Ростех». Здесь в первую очередь ориентируются не на мигрантов, а на отечественных работников. Им поднимают зарплату, гарантируют хороший соцпакет: полис ДМС плюс материальная поддержка, содействие в приобретении жилья и улучшении здоровья, негосударственное пенсионное обеспечение.
Если сотрудник переезжает из другого региона, ему компенсируют расходы на проезд и аренду жилья. «Ростех» постоянно взаимодействует с Минтруда и региональными центрами занятости, со школами, в которых готовят ребят к работе в IT-отрасли, авиастроении и радиоэлектронике. А студентам-целевикам предоставляют рабочее место с первого курса.
Результаты такой кадровой политики уже дают о себе знать: в 2022 году на предприятия «Ростеха» пришли более 30 тысяч новых сотрудников. Хотя, заметим, даже в такой солидной корпорации спрос на рабочих и инженеров полностью не удовлетворен. Заводам нужны универсальные станочники, операторы токарных и фрезерных станков, слесари механосборочных работ и слесари-электромонтажники, специалисты со знанием аддитивных и роботизированных технологий, радиоэлектронного оборудования, математического моделирования и новых материалов. Особенно востребованы специалисты в сфере авиастроения, информационных технологий и радиоэлектроники
Переманить ценных работников со всей страны зарплатами и социальным набором на все случаи жизни, конечно, можно. Только вот, перекачивая трудовые ресурсы из одного региона, предприятия-лидеры создают проблемы у другого. А надо делать так, чтобы рабочих рук хватало везде.
Препятствует этому демографический фактор, который будет оказывать влияние на занятость ещё два-три года. Потом, обещают демографы, ситуация станет немного улучшаться, но всё равно останется довольно острой.
Подъём промышленного производства требует нового подхода к пространственному развитию страны, которое включает в себя и распределение населения по территориям, и подготовку кадров, и создание промышленных кластеров, и, конечно же, жилищную политику. Давно доказано, что у людей, вынужденных ютиться в тесной комнатушке на двадцать пятом этаже, рождается меньше детей, чем у тех, кто живёт в частном доме.
Надо полагать, что теперь, когда профильные ведомства получили добро президента РФ на разворот градостроительной политики в сторону индивидуального жилищного строительства, эту проблему, наконец, начнут решать основательно. Если недорогие домики со всеми удобствами, дорогами, магазинами, детскими садиками, школами, домами культуры, библиотеками объединят в микрорайоны и свяжут транспортным сообщением, то молодые семьи задумаются о переезде из города в деревню. Такая политика будет постепенно выправлять демографию, но для рынка труда и региональной экономики эффект «домика в деревне» проявится не ранее, чем через 20 лет.
Остановить потоки внутренней миграции мог бы разворот государства от политики создания моноцентричных агломераций к построению рабочих посёлков нового типа. Как показывает практика, в шестом технологическом укладе, в котором все мы уже находимся, высокая концентрация населения на небольшой территории не является драйвером роста экономики.
Двигать экономический прогресс будут не города-миллионники, а малые специализированные поселения, например, Иннополисы с научно-исследовательскими и внедренческими центрами.
Поднять экономику регионов и сделать их привлекательными для молодежи мог бы переезд головных ведущих компаний из Москвы в регионы. Вместе с ними налоги пришли бы из центра в регионы, молодым специалистам не пришлось бы ездить на заработки в соседние города.
К 2025 году правительство РФ должно представить новую Стратегию пространственного развития России, в которой и должно определиться, что для него важнее: безудержный рост агломераций либо равномерное развитие всей территории страны?
Есть надежда, что в документе будут учтены вызовы, с которыми столкнулась наша страна сегодня, что в нём непременно пропишут и решения, которые позволят утолить кадровый голод не только на годы, но и на десятилетия вперёд. От этого будет зависеть и стабильность экономики, и занятость, и рост населения.