Фрэнсис Пауэрс и другие

348
Американские самолеты-шпионы в советском небе
Валерий Бурт

Американский беспилотник MQ-9 Reaper, сбитый недавно над Черным морем, явно готовил что-то недоброе. Да и два бомбардировщика США, которых отогнал от наших воздушных границ советский истребитель Су-35, прилетели не просто так. Похоже, возрождается традиция времен холодной войны, когда боевые самолеты Америки устраивали провокации в небе Советского Союза. Некоторые из них вполне могли стать casus belli – поводом к войне.

Прошло лишь пять лет после окончания Второй мировой войны, а над миром уже начал сгущаться мрак Третьей: две супердержавы – СССР и США начали борьбу за сферы влияния, приводящую к беспрестанным конфликтам и взаимным обвинениям.

По неполным данным, в период с 1950 по 1983 годы было зафиксировано не менее 40 случаев применения оружия самолетами ВВС СССР и НАТО друг против друга. В это число не входят эпизоды боевых действий в Корее Вьетнаме, на Ближнем Востоке. Тогда американцы и русские «рубились» вовсю. Но это уже другая история.

Как считают военные эксперты, в реальности боевых столкновений в воздухе было значительно больше. Некоторые из инцидентов замалчивались, ибо обе стороны понимали, во что это может вылиться.

В локальных боях основные потери несли силы НАТО. В ходе боевых столкновений они потеряли не менее 27-ми самолетов и вертолетов и свыше 130-ти военнослужащих. Потери ВВС Советского Союза не превысили 10-ти боевых машин самолетов. К сожалению, не обходилось без жертв среди летного состава.

…В 1950 году президент США Гарри Трумэн, сердито сверкая глазами из-под тонких стекол очков, вещал: «Основная цель советского правительства – подчинить своей воле весь мир, и Москва ни перед чем не остановится, чтобы достигнуть этой цели. Только соединенными усилиями свободолюбивых народов можно будет остановить коммунистическую агрессию».

В словах степенного и неторопливого в движениях заместителя председателя Совета Министров СССР Вячеслава Молотова сквозит явная угроза: «Советский Союз не запугать водородной бомбой, которой вообще-то нет. Но если империалисты дерзнут напасть на СССР, советский народ сметет их с лица земли…»

Обе стороны, надо сказать, вели себя агрессивно. Вот запись из дневника историка Сергея Дмитриева, сделанная 18 апреля 1950 года: «В последнее время оживились военные всех мастей. Одно время, примерно в 1946-1947 гг. отчасти они повяли, народ был в доброй и наивной вере в то, что усилиями, кровью и потерями 1939-1945 гг. он приобрел себе право на мир хотя бы на 15-20 лет. Но кто же считается с народом? И теперь каждый ждет ни сегодня завтра войны. С неделю назад наши сбили у Либавы американский самолет (то ли заблудившийся, то ли «разведывавший») – летчиков демонстративно наградили… В магазинах расхватывают сахар, сахарный песок и тд., что может лежать: явно, начинают делать запасы…»

Речь – об инциденте, происшедшем 8 апреля 1950 года, когда самолет-разведчик ВМФ США Privateer нарушил воздушное пространство СССР в районе военно-морской базы Либава на Балтике. Поднятая по тревоге четверка истребителей Ла-11 под командованием старшего лейтенанта Бориса Докина потребовала от американцев пойти на посадку, но встретила отказ. Дальнейшее развитие событий пилот отразил в рапорте: «Тогда я дал предупредительную очередь – 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака на Н-500 метров. Предположительно самолет упал в 5-10 километров от берега».

Это был первый американский самолет, сбитый советским летчиком.

Сначала США выступили с резким протестом, заявив, что пострадал безоружный (!) самолет, направлявшийся в Швецию. Однако вскоре Пентагон был вынужден признать, что это разведывательный полет. Членами экипажа были 10 военнослужащих ВМФ США…

Потеря десяти летчиков не отрезвила американцев. В том же 1950 году, 8 октября, два истребителя-бомбардировщика F-80 Shooting Star вторглись в воздушное пространство СССР и подвергли ожесточенному нападению аэродром «Сухая речка» в 165-ти километрах от Владивостока.

Были сильно повреждены 8 самолетов P-63 Kingcobra (во время Великой Отечественой они поставлялись в СССР по ленд-лизу – В.Б.). По официальным данным, – обошлось без жертв.

Однако… На территории, теперь уже бывшего, аэродрома установлена плита, на которой – ни имен, ни даты. Но в официальном реестре «памятник» значится как «безымянная братская могила советских летчиков, погибших при отражении атаки американских бомбардировщиков в 1950 году»…

Что это было? Спланированная атака американцев или безответственные действия экипажа? В то время шла война в Корее, и американцы могли совершить серьезную навигационную ошибку. И вместо северокорейского аэродрома Чхонджин напасть на советский. Во всяком случае, президент США Трумэн был явно смущен и предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Он сообщил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а летчики отданы под трибунал.

Однако Трумэн солгал. Участники инцидента – американские летчики Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф не только не были отданы под суд, но и продолжали военную службу. Спустя много лет Квонбек в интервью СМИ утвержал, что он с напарником просто ошибся.

Но, как же велика могла быть цена этой ошибки, если бы Сталин приказал проучить наглых янки!..

Нет смысла перечислять все американо-советские инциденты, которые происходили по нескольку раз в году. С упорством, достойным лучшего применения, американцы прощупывали прочность советской ПВО. И часто терпели поражения в воздушных боях.

С середины 50-х годов в воздушное пространство СССР стали вторгаться самолеты-разведчики «U-2», оснащенные самым современным в то время шпионским оборудованием. Они летали на высоте свыше 20-ти километров и были уверены в своей безнаказанности. Так продолжалось несколько лет, пока импульсивный советский лидер Никита Хрущев не потерял терпение. Он приказал, во что бы то ни стало уничтожить воздушных наглецов. Тем более что на вооружение Советской армия поступили новые ракетные комплексы.

…1 мая 1960 года «черный самолет», как называли «U-2», появился в небе над Свердловском (ныне – Екатеринбург). Его пилотировал 30-летний Фрэнсис Гэри Пауэрс, до этого выполнивший 27 разведывательных полетов, длительностью свыше 500 часов. Самолет, поднявшийся с базы в пакистанском Пешаваре, шел по курсу Аральское море – Свердловск – Киров – Архангельск – Мурманск. Завершив задание, он должен был приземлиться в Норвегии.

Советская ПВО некоторое время молчала, ожидая указаний из Москвы. И – дождалась. Последовало несколько залпов, и одна из восьми ракет класса «земля-воздух» попала в корпус крылатой машины. Боевое задание выполнили военнослужащие 2-го зенитного ракетного дивизиона, вооруженного комплексами С-75 «Двина», под командованием майора Михаила Воронова.

К несчастью, под ракетный удар попал один из двух истребителей МиГ-19, пущенных на перехват американского разведчика. 30-летний старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно был награжден орденом Красного Знамени…

Пауэрс сумел катапультироваться из машины, которая разваливалась в воздухе. Хотя узнав об этом, военные с сомнением качали головами – если бы ракета действительно поразила корпус самолета, от пилота не осталось бы и мокрого места…

Пауэрс приземлился на поле близ уральского села Косулино. Набежали колхозники, начались расспросы. Американец, разумеется, не знал русского языка и ничего не понимал, только испуганно оглядывался вокруг. Подъехали сотрудники, как было принято выражаться, из компетентных органов и увезли нежданного гостя.

…После визита Хрущева в США в 1959 году отношения двух стран заметно потеплели. В Америке Хрущев беспрестанно улыбался, общаясь с президентом Дуайтом Эйзенхауэром, и повторял: «Майн френд…» Да и советская пресса была настроена доброжелательно.

Однако после инцидента с Пауэрсом доброжелательную риторику сменил враждебный тон. И Эйзенхауэру пришлось распаковывать свои чемоданы. А Хрущев, вспомнивший свое «знание» английского языка, презрительно цедил: «Тоже мне, май френд нашелся! Откуда ты взявся и на хрен мне сдався?!»

Суд над Пауэрсом в Колонном зале Дома Союзов, начавшийся 17 августа 1960 года, проходил три дня. В зале, освещенном ярким сиянием тяжелых люстр, где не раз устанавливали для прощания тела умерших партийных лидеров, все места были заняты. На скамье подсудимых сидел коротко стриженный брюнет с крупными чертами лица. Немного поодаль, расположились родители летчика, которые плакали, глядя на сына, с ужасом осознавая, что, возможно, больше никогда его не увидят.

Государственный обвинитель Роман Руденко, он же генеральный прокурор СССР, который разоблачал нацистских преступников в Нюрнберге, бросал с трибуны угрожающие слова: «Товарищи судьи! Поддерживая в полном объеме государственное обвинение по делу Пауэрса, в соответствии со статьей 2-й Закона Союза ССР “Об уголовной ответственности за государственные преступления”, я имею все основания просить суд применить в отношении подсудимого Пауэрса исключительную меру наказания…»

Все замерли. Однако это ремарка была чисто театральной. В наступившей тишине тут же раздалось «опровержение»: «…Но, учитывая чистосердечное раскаяние подсудимого Пауэрса перед советским судом в совершенном преступлении, я не настаиваю на применении к нему смертной казни и прошу суд приговорить подсудимого Пауэрса к пятнадцати годам лишения свободы».

Но в итоге Верховный суд СССР приговорил Пауэрса к десяти годам заключения. Но он пробыл в советских застенках меньше двух лет. 10 февраля 1962 года американского летчика обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Характерно, что инцидент с самолетом Пауэрса, получивший невероятно широкий резонанс, как будто отрезвил обе стороны. К тому же, в том же шестьдесят втором разразился Карибский кризис, едва не ставший спусковым крючком Третьей мировой…

Но сдается, сейчас здравый смысл снова покинул американцев. Они упрямо лезут на рожон, словно не понимая, чем это может обернуться. Поневоле приходиться думать, что история ничему не учит политиков и военных. Особенно – агрессивных, недальновидных…

Источник: «Столетие»
Заставка: Летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс у американского высотного самолета У-2.  wikimedia
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: