Публикация книги, в которой известный итальянский журналист, писатель и бывший «правоверный католик» Алессандро Ньокки рассказывает о личном опыте путешествия на Восток и обращения в православие, удивила многих итальянских католиков. В католических приходах всегда много молодёжи, а слова папы римского зачастую имеют гораздо больший вес, чем все высказывания глав государств и представителей других конфессий. Однако грамотная молодёжная политика, дань историческим и культурным традициям и весомое религиозное наследие, по мнению некоторых прихожан, конфликтуют с излишней прогрессивностью и конформизмом Римско-католической церкви, выстраивая для ищущих веры христиан мостик к сохранившему традиционные ценности православию.
В январе 2023 года итальянское издательство Monasterium опубликовало книгу журналиста и писателя Алессандро Ньокки «Возврат к истокам. Моё паломничество на Восток в сердце православия». В ней известный защитник «традиционного католицизма» рассказывает о своём переходе из Римско-католической в Русскую православную церковь. Его коллега публицист Паоло Гулисано считает, что причиной перехода в православие для Ньокки стало чрезмерное осовременивание Римско-католической церкви и в некотором роде её приближение к более демократичной протестантской.
Ньокки не раз высказывался по поводу необратимого раскола, произошедшего в Римско-католической церкви, и подчёркивал факт утраты ею уважительного отношения к традициям и вероучению. В новой книге он описывает, как ему удалось найти эти утраченные традиции, искренность и теплоту веры именно в РПЦ. После публикации в интернете развернулась живая дискуссия о сделанном Ньокки выборе, о достоинствах и недостатках католицизма и о том, чем именно привлекает верующих православие.
Обаяние православия: красивые службы и новые церкви
«Мне кажется, настал момент признать, что дерево узнаётся по своим плодам, и сравнить рост числа приходов в России (около тысячи новых церквей в год с 2009-го по 2019-й) с тем, что становится всё более очевидным за тот же период в католических церквях, то есть пустыми, закрытыми, оставленными или проданными церквями», – комментирует случившееся Анджело Бузико в блоге эксперта по Ватикану Альдо Марии Валли.
В комментариях того же блога другой читатель, Фабио Баттистон, сетует на необратимость процессов модернизации, изменившей современную католическую церковь до неузнаваемости и тем самым отдалившей от неё многих верующих.
«Я понимаю, что оставлять католическую церковь и становиться православными только потому, что у них красивые службы, а церкви полны верующих и молодёжи, было бы слишком легкомысленно, но, с другой стороны, важно не забывать, что именно служба даёт веру, – продолжает дискуссию француженка Мари-Элен Понс. – Поэтому, если мы хотим понять православных, мы должны понять их доктрину и их толкование слова Божьего».
Католик из Рима Аурелио Порфири относится к происходящему с большой долей пессимизма: «Я очень хорошо понимаю, как тяжело сейчас находиться в лоне современной католической церкви. Я уверен, что все те уважаемые люди, которые решили оставить её, сделали это потому, что больше не могли видеть её в том положении, в которое она опустилась за последние десятилетия».
«Повторяю: я это понимаю, потому что переживаю ту же боль и неимоверное страдание, которые каждый день говорят мне о том, что было бы лучше не иметь с этой религией ничего общего».
Аурелио Порфири
католик из Рима
Католики недовольны использованием церквей для проведения светских мероприятий, утерей Церковью роли морального ментора и защитника «социального здоровья общества», замещением традиционных христианских ценностей современными и не всегда совместимыми с консервативной христианской моралью идеями свободного выбора сексуальной ориентации, однополых браков и прочим. Немалую роль в падении авторитета Римско-католической церкви играют и всплывшие на поверхность случаи педофилии и сексуальных домогательств в католических приходах, а также ошеломляющих масштабов коррупция и даже воровство. Всё это происходит с молчаливого согласия церковного руководства, в большинстве случаев покрывающего провинившихся служителей Церкви.
Церковные мальчики
Несмотря на очевидность наболевших проблем и жёсткую критику со стороны верующих, приходы католических церквей всегда переполнены молодёжью. Причиной этого служит прежде всего успешная молодёжная политика Римско-католической церкви и её безграничные организационные и финансовые возможности в привлечении и удержании юных верующих в стенах приходов.
Исторически роль государства в социальной поддержке и воспитании молодого поколения долгое время играл именно Ватикан. Образование, полученное в принадлежащих церквям католических школах и университетах, до сих пор считается качественным и престижным. Выпускники многих католических школ имеют заметное превосходство по уровню подготовки и качеству знаний по сравнению с выпускниками обычных государственных образовательных учреждений, чаще всего страдающих от нехватки финансирования и должной квалифицированности преподавательского состава.
Ежедневное соприкосновение с церковной реальностью поддерживается обязательными для каждого католика и традиционными даже для невоцерковленных мирян таинствами конфирмации (в возрасте восьми-девяти лет) и евхаристии (в возрасте 12 лет). Подготовка к ним занимает недели, за которые юные католики успевают завести новые знакомства и приобщиться к церковной жизни. Участие детей в церковном хоре, исполнение роли мальчиков-прислужников считаются в католической среде особо престижными. Сопровождение священника во время христианских праздников и при ежегодном освящении католических домов, – один из самых распространённых способов приближения детей к Церкви.
Лучшее – детям
Церковные приходы всегда были и по сей день остаются самым безопасным и популярным местом встречи и времяпрепровождения для детей всех возрастов. Каждая католическая церковь имеет в своём распоряжении ораторий, где могут проводить время дети и взрослые, а также спортивную площадку, куда школьники приходят после окончания классных занятий. В Италии бесплатные спортивные площадки предоставляет в распоряжение жителей именно Церковь, благо стоимость недвижимости, принадлежащей Ватикану, исчисляется миллиардами евро.
Получившее огромную популярность в католических странах движение скаутов в качестве своей первоначальной базы и точки отправления использует именно церковные приходы и прилегающие к ним территории. Группы мальчиков и девочек начинают тренировки и отправляются в походы чаще всего после того, как прослушают обязательную воскресную мессу.
– Я считаю, что это нормальное явление, когда Церковь старается понравиться и вызвать интерес у молодых. В особенности в мире, в котором вера в Бога, какой она описана в Библии, становится особенно трудной. Несмотря на это, Церковь должна вернуться к изначальным ценностям католицизма, а не следовать новомодным тенденциям, – поделился своим мнением с «Октагоном» преподаватель катехизиса Артуро Пройетти.
«Современная Церковь не должна быть модной, она должна напоминать о базовых ценностях, о которых забыли слишком многие».
Артуро Пройетти
преподаватель катехизиса
По мнению блогера и историка Давиде Кристалло, активная молодёжная политика Римско-католической церкви является лишь дальновидным политическим манёвром Ватикана.
– Я вижу Церковь, которая задыхается и больше не может идти в ногу со временем. Она теряет своё политическое влияние, теряет авторитет. Попытки привлечь и удержать при себе молодёжь направлены прежде всего на возврат её политических амбиций. Она действует как любое политическое лобби и стремится максимально расширить поле своего влияния, – рассказал изданию блогер.
Церковь остаётся единственным местом, предлагающим юным католикам бесплатные занятия спортом и музыкой и обеспечивающим возможность живого общения и активного вовлечения в жизнь общества. Именно поэтому популярность Римско-католической церкви как не только религиозного, но и образовательного и социального института для молодёжи и во имя молодёжи продолжает поддерживать статус католицизма на высочайшем уровне.
Отмеченное некоторыми верующими падение авторитета Церкви в области теологии и в роли общественного морального регулятора, модернизация церковного института и уход от традиционных христианских принципов могут лишить обновлённую католическую Церковь той части верующих, которые ждут от неё духовной и моральной поддержки в сохранении исконных ценностей католической веры. Но для большей части католиков Римско-католическая церковь остаётся единственной и не заменимой ни другими конфессиями, ни даже самим государством. И пока Церковь будет продолжать делать ставку на молодёжь и, играя в современность, адаптировать свои доктрины в лучших традициях протестантизма, постоянный демографический приток верующих католиков в лоно Римско-католической церкви будет обеспечен.
Рим
Источник: octagon.media
Заставка: pixabay