1. Центробанк в макроэкономическом прогнозе сразу после заседания совета директоров по ключевой ставке опубликовал свою оценку роста ВВП в 2023 в 1,5-2,5% ( в прошлом прогнозе осенью 2022 фигурировали другие цифры — падение на 1 — 4%) Это в плюсе превосходит даже предсказания МВФ в 0,3%, хотя по опыту прошлых лет регулятор практически точно их повторяет. Также беспрецедентным является и обстоятельство, что эксперты ЦБ выдали оценки, гораздо более оптимистичные сравнительно с правительственной цифрой 0.5%.Обычно бывает наоборот.
Парадокс, однако, состоит в том, что осенний прогноз банкиров может оказаться гораздо ближе к истине. А февральский оптимизм ЦБ выглядит несколько преувеличенным по причине того, что прогноз роста ВВП на 2,5% несостоятелен вследствие декларируемой политики ЦБ (сохранение и увеличение ключевой ставки) и результатах его деятельности в 2022.
2. По итогам 2022 оказался существенно ослаблен финансово-инвестиционный потенциал, который смог бы стать основой, чтобы реальный сектор экономики совершил рывок в зону положительного роста. Это произошло из-за ряда системных ошибок (или сознательных действий) ЦБ. Международные резервы России уменьшились на 300 млрд дол (около 22 трлн руб) федерального бюджета. Это не помешало ЦБ исправно выплачивать долговые обязательства на 100.4 млрд дол или еще 7.5 трлн руб. Ужесточившиеся до режима блокировки весной-летом ограничения на вывод валюты за рубеж почти сразу «в рабочем порядке» были смягчены, что позволило перекачать на заграничные счета по последним оценкам ЦБ около 216 млрд дол (19 трлн руб). Эффект от беспрецедентного превышения экспортных доходов над импортом таким образом был существенно ослаблен, так как параллельный импорт (под предлогом финансировать который был разрешен вывод валюты) составил всего около 19 млрд дол. Итого за рубеж отправили эквивалент почти 50 трлн руб или 1,6 годовых доходов федерального бюджета. Правительство в этой ситуации было вынуждено рассматривать идею «добровольных взносов олигархата», наращивать (в интересах тех же банков) внутренние заимствования, увеличивая госдолг почти на триллион рублей, изучать возможности ввести прогрессивный НДФЛ на сверхдоходы и повысить налоги на прибыль отдельных корпораций.
3. Совокупность макроэкономических показателей в ДКП как результат действий ЦБ в 2022 предопределил его прогноз падения инвестиций в основной капитал на 1,5-4,5%. Это перечеркивает все оптимистичные ожидания роста ВВП, так как сокращение инвестиций неизбежно приведет к секторальной рецессии в материальном производстве и снижению динамики ВВП.
4. В первую очередь такая «игра на понижение» вследствие искусственно созданного падения инвестиционного потенциала в 2022 затронет базовые отрасли, где госкомпании генерируют свыше 63% по выручке и 77% по прибыли. Текущие политико-экономические обстоятельства обуславливают необходимость нарастить расходы бюджета до 34-35 трлн руб (31,1 трлн в 2022 при несравненно более благоприятных условиях). В такой ситуации государство, не имея выбора, будет вынуждено форсированно применить ряд оперативных мер, включая изменение статуса ЦБ, усиления фискальной политики и перевод экономики в двухконтурный (рыночный и плановый, по образцу ранних реформ КНР) режим, жестко контролируя движение валютных потоков, включая начисление и вывод дивидендов и прибыли нерезидентов.
Заставка: wikipedia.